Журнальный клуб Интелрос » VOX » №20, 2016
О книге
Гершензон М.О. «Узнать и полюбить». Из переписки 1893 – 1925 годов. –
М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. – 512 с. –
(серия «Российские Пропилеи»)
Для изучения творчества мыслителя, почти не оставившего дневников, переписка – важнейший документ, в котором отражается я говорящего. Это при том, что личность – ключевая категория в философских опытах Михаила Осиповича Гершензона (1869 – 1925). «Все сущее в мире – единая субстанция, - читаем в трактате «Тройственный образ совершенства» (1918), - но единая мировая субстанция пребывает лишь в раздельных формах. Нет ничего самобытного, ибо в основе своей все едино и слитно; но также нет ничего, что существовало бы не как личность». Личность мыслится Гершензоном как в одушевленной, так и в неодушевленной материи (по его мнению, неодушевленность невозможна для единичного сознания: именно поэтому древний человек почитал в каждой вещи ее душу). Гершензону-философу, вопреки всем установленным позитивной наукой правилам, удавалось найти личность каждого предмета, к которому он обращался: исторического события, книги, идеи, огненную стихию Ветхозаветного Бога в осколках мысли Гераклита и мудрость первобытного дикаря в бессмертных строках Пушкина. Оттого современникам и казалось, что это не философия, а тайнодействие. Хорошо понимал и разделял такую личностную позицию только Лев Шестов, для которого философия была размышлением о самом важном, о единичном существовании, протестующем против втискивания во всяческие рамки, пока в нем не угасает огонь Творца.