Журнальный клуб Интелрос » VOX » №23, 2017
Аннотация: В статье рассматривается проблема антиномии, которая, как порой кажется, существует между требованием универсальности разума, с одной стороны, и множеством конкретных форм философских культур, с другой. Проще всего в этом случае провозгласить множественность философий необратимой реальностью. Альтернативный подход, который здесь и исследуется, возможен в свете гегелевской идеи конкретной целостности, согласно которой отдельные философии составляют моменты единого, более или менее органического, целого. Однако, хотя гегелевский концепт целостности весьма плодотворен, он, тем не менее, обременен финалистскими и телеологическими посылками. Скорректировать это позволяет необходимое дополнение к нему в виде концепции рациональности Макса Вебера. И Гегель, и Вебер рассматривают Разум как матричную идею эпохи модерна. Модерная (современная) рациональность маркирует собой существенный разрыв в развитии философии, что делает совершенно неоправданным подход к модернистскому типу философствования с той же меркой, что и к классическому. Здесь следует отметить, что с этой точки зрения даже непосредственно предшествующая модерну западная философия принадлежит к «классическим философиям». В статье также дан краткий обзор взаимодействия между современной и традиционной философией, на примере анализа русской мысли.
Ключевые слова: философская культура, современность, традиционные философии, Гегель, Макс Вебер, рациональность
_______________________________________________________________________________________________________________________
Перевод и комментарии: Н.Н. Мурзин (ИФ РАН, Москва), shywriter@yandex.ru
Перевод выполнен по изданию: Oittinen V. Transcultural Studies, 10, #1 (2014), 41-52
_______________________________________________________________________________________________________________________
General rationality types and concrete philosophical cultures: from Hegel to Max Weber
Vesa Oittinen, Alexander-Institute, University of Helsinki
Abstract: The paper deals with the problematic antinomy which seems to exist between the universality of reason on the one hand, and the many concrete forms of philosophical cultures on the other. To proclaim an irreversible plurality of philosophies would be too easy a solution. Instead, the idea of Hegel of a concrete totality, where different philosophies are seen as moments of a more or less organic whole, is examined. Although Hegel’s concept of totality offers fruitful insights, it suffers from finalistic and teleological assumptions. Max Weber’s concept of rationality can here be seen as a necessary correction to Hegel’s views. Both Hegel and Weber see Reason as the idée-maîtresse of modernity. Modern rationality means an epochal breach in the development of philosophy, and it is thus not justified to treat modern philosophies on equal terms with traditional philosophies. It should be noted that from this point of view even pre-modern Western philosophy belongs to the “traditional philosophies.” Finally, the interaction between modern and traditional philosophy is examined briefly, analyzing the case of Russian thought.