Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » VOX » №25, 2018

Антипенко Л.Г.
Фундаментальная онтология Хайдеггера как образец диалектического мышления
Просмотров: 171

Аннотация: В статье приводится анализ фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера на предмет наличия в её содержании элементов диалектической логики. Если диалектическую логику определить как учение о взаимоотношении конечного и бесконечного (наряду с другими, менее значимыми, противоположностями), то в фундаментальной онтологии на место конечного можно было бы поставить сущее, а на место бесконечного - то, что Хайдеггер называет Бытием (Seyn). Бытие неотрывно от сущего, хотя оно является трансцендентным по отношению к нему. Логика перехода от сущего к Бытию определяется специфически-диалектическим отрицанием, именуемым привацией. Бытие даёт место времени, его можно назвать субстанцией времени. Привация времени приводит к тому, что экзистенциальное время распадается на противоположности. Мгновение перехода от одной противоположности к другой выступает в онтологии как Ничто. Ничто - результат привации времени. Поскольку отрицание времени сопровождается отрицанием Бытия, то хайдеггеровскую диалектику можно представить в традиционной терминологии как диалектику Бытия и Ничто. Однако она принципиально отличается от гегелевской диалектики, в которой бытие и ничто доводятся в абстракции до полного тождества, с утратой  каких бы то ни было различий между собой.

Ключевые слова: фундаментальная онтология, сущее, Бытие, время, диалектика Бытия и Ничто

Heidegger΄s fundamental ontology as example of dialectical thinking

Antipenko L.G., RAS Institute of Philosophy

 

Abstract: The article analyzes the fundamental ontology of Martin Heidegger on the subject of the presence of dialectic elements in its content. If the dialectic logic is defined as the doctrine of relationship between the finite and the infinite (along with other less significant opposites), then  in fundamental ontology in place of the finite one could put the entity, and in place of the infinite - what Heidegger calls Being (Seyn). Being is inseparable from the entity, although it is transcendent to it. The logic of transition from the entity to Being is determined specifically-dialectical negation, called Privation. The Being gives place time, it can be called a substance of time. Privation of time leads to the fact that existential time disintegrates on the opposites. The moment of transition from one opposite to the other appears in ontology as Nothing. Nothing is the result of Privation of time. Since the negation of time is accompanied by the negation of Being, the Heidegger΄s dialectic can be represented in traditional terminology as the dialectic of Being and Nothing. However, it is fundamentally different from Hegel΄s dialectic, in which being and nothing are brought in abstraction to complete identity with loss of any differences between them.

Архив журнала
№25, 2018№24, 2018№23, 2017№22, 2017№21, 2016№20, 2016№19, 2015№18, 2015№17, 2014№16, 2014№15, 2013№14, 2013№13, 2012№12, 2012№11, 2011№10, 2011№9, 2010№8, 2010№7, 2009№6, 2009№5, 2008№4, 2008№3, 2007№2, 2007№1, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба