Журнальный клуб Интелрос » VOX » №25, 2018
Аннотация: В статье показано, что философия Мишеля Монтеня может рассматриваться как попытка формулировки в рамках светской этики принципов и оснований героического отношения человека к смерти. Надежды человека, которые выходят за рамки его актуального и смертного существования, необоснованны. Не существует таких потенций, которые могут реализоваться в будущем. По мнению автора научного текста, посылки философии Монтеня не могут рассматриваться как собственно философские, поскольку человек описывается в категориях, отражающих его эмпирическое бытие. Действительность вне отношения человека к ней не обладает никакой ценностью. Действительность – это сфера существования такого добра и зла, которое постигнуто и воплощено человеком. Земная жизнь – единственная реальность человеческого бытия. Также изучение философии М.Монтеня показывает, что концепция карнавалического мировоззрения как атрибута народной культуры средневековья и Возрождения, сформулированная М.Бахтиным, нуждается в дополнительных аргументах. То, что М.Бахтин приписывает народной культуре, вполне можно обнаружить в текстах образованных людей того времени. Правда, аргумент «от Монтеня», видимо, значим в той степени, в которой мы изучаем его творчество с философской точки зрения. Если «Опыты» рассматривать как художественное произведение – они вполне подтверждают концепцию М.Бахтина.
Ключевые слова: М.Монтень, проблема смерти и бессмертия человека, культура средневековья, опыт мышления, М.Бахтин, карнавальная культура
The Problem of Death and Immortality of Man in the Works of M.Montaigne
Makarenko V., Southern Federal University, Rostov-on-Don
Abstract: The article shows that the philosophy of Michel Montaigne can be viewed as an attempt to formulate, within the framework of the secular ethics, the principles and foundations of a person’s heroic attitude to death. Man’s hopes that go beyond his current and mortal existence are unfounded. There are no such potencies that can be realized in the future. According to the author of the scientific text, the parcels of Montaigne’s philosophy cannot be regarded as philosophical proper, since a person is described in categories reflecting his empirical being. Reality outside the relationship of man to it does not have any value. Reality is the sphere of the existence of such good and evil, which is comprehended and embodied by man. Earthly life is the only reality of human existence. The study of the philosophy of M.Montaigne also shows that the concept of the carnivalistic worldview as an attribute of the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance, formulated by M.Bakhtin, needs additional arguments. The fact that M.Bakhtin attributes to folk culture can be found in the texts of educated people of that time. True, the argument “from Montaigne”, apparently, is significant to the extent that we study his work from a philosophical point of view. If “Experiments” are viewed as a work of art, they fully confirm the concept of M.Bakhtin.