Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » VOX » №25, 2018

Пензин А.
«Космология духа» Эвальда Ильенкова: опыт прочтения в свете современных философских дискуссий

Аннотация: В статье обсуждается ранняя работа Эвальда Ильенкова «Космология духа», написанная в первой половине 50-х гг., и опубликованная лишь после смерти мыслителя. Рассматривается связь «Космологии» с советским интеллектуальным контекстом 1950-х гг. Подробно разбираются аргументы и гипотезы этой весьма экспериментальной работы. Статья не ограничивается жанром интеллектуальной истории, но пытается обосновать актуальность текста Ильенкова для современных дискуссий в европейской философии. Прослеживаются возможности интерпретации этой работы – как мифо-поэтического текста, как идеологически-культурного симптома, а также как выражения советской субъективности, рассмотренной с точки зрения теории «практик себя» М. Фуко. Ранняя работа Ильенкова также прочитывается имманентно, с точки зрения его поздних трудов, в частности, его интерпретации ряда идей из наследия Б. Спинозы. Эта интерпретация, начало которой можно обнаружить в «Космологии», сравнивается с интерпретацией Спинозы в работах современного французского философа Алена Бадью, а также гипотезами Квентина Мейясу из его книги «После конечности. Эссе о необходимости контингентности». На основании сравнительного анализа утверждается, что работа Ильенкова предвосхищает некоторые идеи современной мысли, которая вновь обращается к проблемам онтологии и космологии – с точки зрения переосмысления классического материализма, а также философской теории события и контингентности.

Ключевые слова: Эвальд Ильенко, советская философия, космология, диалектический материализм, Спиноза, Гегель, Энгельс, Бадью, Мийясу 

 

“Cosmology of the Spirit” by Ewald Ilyenkov:

An Interpretation from the Point of View of the Debates in Contemporary Continental Philosophy

 

  Penzin A., Institute of Philosophy RAS

Abstract: The article discusses Cosmology of the Spirit, the early work by the outstanding Soviet philosopher Ewald Ilyenkov, which has been written in the first half of the 1950s and published only posthumously. The article tackles the intellectual and historical contexts that were crucial to the ideas of Cosmology, and scrutinises the key arguments and hypotheses of this early but anomalous work. Addressing the idea of the “entropic death of the universe” and using a combination of materialist dialectics and Spinoza’s concept of attribute, Ilyenkov claims that thought is a necessary attribute of matter as it is able to prevent the “thermal death” of the universe. The article argues for the relevance of Cosmology for contemporary debates in continental philosophy. It suggests a number of interpretations of this work, considered as a bright symptom of post-WWII and the post-Stalinist momentum, and as an expression of the Soviet subjectivity, grasped in terms of late Michel Foucault’s work on “technologies of the self”. The early work of Ilyenkov can be also read with respect to his later and mature oeuvres, such as his interpretation of Spinoza’s legacy. The article draws a parallel between the interpretation of Spinoza, that emerged in Cosmology, and recent Alain Badiou’s work on Spinoza that suggest a “torsion of event” in the latter's ontology. Another way to single out the speculative force of Cosmology is to compare it with recent work After Finitude by Quentin Meillassoux that reveals similar cosmological scales and aspects that, however, resolved in the way opposite to the Soviet thinker’s.

 

 

Архив журнала
№29, 2020№31, 2020№32, 2021№33, 2021№34, 2021в№35, 2021№27, 2019№26, 2019№25, 2018№24, 2018№23, 2017№22, 2017№21, 2016№20, 2016№19, 2015№18, 2015№17, 2014№16, 2014№15, 2013№14, 2013№13, 2012№12, 2012№11, 2011№10, 2011№9, 2010№8, 2010№7, 2009№6, 2009№5, 2008№4, 2008№3, 2007№2, 2007№1, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба