Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » VOX » №27, 2019

Татьяна Любимова
О циклах времени и логике истории
Просмотров: 152

Любимова Т.

Аннотация: Представление о времени в традиционных культурах отличается от современных представлений, доминирующих в науке. Традиция считает время циклическим и качественным, современная наука, напротив, линейным и количественным. Для индоиранской традиции свойственно утверждение об изначальном вечном и непостижимом принципе, из которого разворачивается наш мир, существующий во времени, в котором все меняется. В зороастризме вечный непостижимый и бесконечный Зерван Акарана отличен от «длинного» конечного времени Зервана Карана. Аналогично этому в индуизме Вишну-Пурана говорит об изначальном непостижимом Брахме, из которого Время-Кала развертывает весь проявленный мир двойственности. Циклы времени свойственны проявленному миру. Математизация времени, его измерение, создание календарей, помимо практических целей, преследовали прежде всего метафизические цели. Они символизировали устройство мира. Посредниками между изначальным принципом, вечным бесконечным Временем и человеческим масштабом времени являются космические циклы. По аналогии с ними понимается и логика истории. Современная идея всемирной истории связана с возникновением в новое время идеи линейного времени. Логика истории определена тем, что история всегда есть рассказ. Рассказ же имеет начало, середину и конец. Традиционные представления о рассказанных событиях носили символический и метафизический характер.

 

 

 

 

On the cycles of time and the logic of history

 

 Lyubimova T.Institute of philosophy RAS

 

Annotation:The idea of time in traditional cultures differs from the modern, dominant in science. Tradition holds a cyclic time and of high quality, modern science, by contrast, is linear and quantitative. The Indo-Iranian tradition is characterized by the assertion of the original eternal and incomprehensible principle from which our world unfolds, existing in time, in which everything changes. In Zoroastrianism, the eternal incomprehensible and infinite Zervan Akarana is distinct from the «long» finite time of Zervan Karana. Similarly, in Hinduism, the Vishnu Purana speaks of the original incomprehensible Brahma, from which Time-Kala unfolds the entire manifested world of duality. Cycles of time are peculiar to the manifested world. The mathematization of time, its measurement, the creation of calendars, in addition to practical purposes, pursued primarily metaphysical goals. They symbolized the structure of the world. The intermediaries between the primordial principle, eternal infinite Time, and the human scale of time are cosmic cycles. By analogy with them, the logic of history is understood. The modern idea of world history is connected with the emergence in modern times of the idea of linear time. The logic of history is determined by the fact that history is always a story. The story has a beginning, a middle, and an end. Traditional representations of the events narrated were symbolic and metaphysical.



Другие статьи автора: Любимова Татьяна

Архив журнала
№27, 2019№26, 2019№25, 2018№24, 2018№23, 2017№22, 2017№21, 2016№20, 2016№19, 2015№18, 2015№17, 2014№16, 2014№15, 2013№14, 2013№13, 2012№12, 2012№11, 2011№10, 2011№9, 2010№8, 2010№7, 2009№6, 2009№5, 2008№4, 2008№3, 2007№2, 2007№1, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба