Журнальный клуб Интелрос » VOX » в№35, 2021
Рубцов А. В.,
руководитель сектора философских
исследований идеологических процессов,
Институт философии РАН,
roubcov@inbox.ru
Сверхмощная полисемия дискурса о цивилизации рассматривается не как дефект языка и речи, но как объективная, неустранимая характеристика самого предмета и дискурса о нём. Это исключает возможность универсальных или сводных дефиниций. Выход предлагается в особого рода семантической эмпатии — в принятии дискурса о цивилизации в презумпции его полноты, в осмысленных интуициях понимания. Принцип «цивилизационной множественности» или «цивилизации цивилизаций» подводит к идеям множественности цивилизационных проектов, в том числе к необходимости понимания Российского проекта цивилизационного развития в том числе и как «проекта проектов», то есть не только мега-, но и метапроекта. Новое время рассматривается как «время проектов» с соответствующими выходами в проблематику постсовременности, постмодерна, и постпостмодернизма. Рассматриваются темпоральные противоречия проекта, парадоксы динамики и статики. Что есть проект: будущее в настоящем и (или) настоящее в будущем? Аналогична онтологическая двойственность проекта: процесс и вещь, жизнь и изделие, план и воплощение. Дискурс о цивилизации рассматривается как системный объект. Реконструкция общего проблемно-тематического пространства осуществляется методом контурного картирования. Обосновывается изоморфизм исторического времени и пространства анализа: картина как изображение и как кинокартина, как последовательность кадров. Вводится методика обратной перспективы — реверсивного исследования и ретроанализа, в котором генезис дополняется техниками «вскрытия».