Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » VOX » №7, 2009

Н. Мурзин
Декарт и animal rationale

Новое Время - это, наряду со многим другим, «новое» понимание устройства человека, имеется ли в виду устройство физическое, метафизическое, или койнония того и другого. Самые разные философы ХХ века, от Хайдеггера до Райла, склонны вписывать это понимание в преимущественно картезианскую парадигму. Для Хайдеггера именно Декарт придает окончательную силу закона переводу греческого zoon logon echon в латинский вариант animal rationale. Для Райла картезианская философская антропология вся умещается в метафору «пилота в машине», где роль «пилота» отводится сознанию/уму, а роль «машины», соответственно, телу. Эти представления не тождественны - если мы вникнем в развернутую Хайдеггером критику «картезианского поворота», скажем, в его курсе лекций «Парменид», мы увидим, что формулу animal rationale он переводит как субъект-предикатную пропозицию, то есть, как «животное, обладающее разумом». Такое животное - это даже не animal, а bestia, бестия, одаренная особой способностью. Отсюда уже недалеко до Ницше с его категорическим «зверь в человеке никуда не исчез».

Архив журнала
№29, 2020№31, 2020№32, 2021№33, 2021№34, 2021в№35, 2021№27, 2019№26, 2019№25, 2018№24, 2018№23, 2017№22, 2017№21, 2016№20, 2016№19, 2015№18, 2015№17, 2014№16, 2014№15, 2013№14, 2013№13, 2012№12, 2012№11, 2011№10, 2011№9, 2010№8, 2010№7, 2009№6, 2009№5, 2008№4, 2008№3, 2007№2, 2007№1, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба