Журнальный клуб Интелрос » Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда » №1, 2005
Кома, амнезия подлинная и мнимая, нашествие варваров – вот некоторые из idies fixes современного кино, литературы, театра, живописи… Художественно-эстетическая атмосфера начала XXI в. проникнута настроениями, парадоксально сочетающими в себе скепсис и ностальгию, критику и самокритику, катастрофизм и надежду. Она, видимо, свидетельствует о чем-то более серьезном, чем затянувшейся ситуации fin de siècle. Это скорее симптом завершения определенного периода художественного развития, сопряженного с эпохальным творческим проектом ХХ в. – неклассической эстетикой, нонклассикой в искусстве1 . Казалось бы, не так давно отшумели дискуссии, связанные с пересмотром однозначно позитивной оценки ренессансно-просветительской парадигмы. И вот снова возникает потребность в ревизии, на сей раз не столь отдаленного прошлого, являющегося для нескольких поколений наших современников историей их собственной жизни. Ощущение исчерпанности наработанных художественных средств, их неадекватности новым реалиям, пройденного «пика формы» (и содержания) побуждает искать аналоги современной культурной коллизии в далекой и недавней истории художественной жизни. Диапазон возможных сопоставлений практически неисчерпаем – от падения Рима и нашествия варваров до вытеснения неоавангарда постмодернизмом. Сегодня, действительно, многое рифмуется с художественно-эстетической ситуацией более чем тридцатилетней давности. Постмодернизм, как в свое время неоавангард, достиг апогея, подвергся тиражированию, а затем пошел на убыль, трансформировался в нечто иное