Библиотека » Портреты » Олег Генисаретский
Для открытого личностного присутствия человека-в-целом-мирасамоценна наша собственнаяцельность, подлинность, свобода и естественность. Они и составляет главную для нас, предельную заботу и устремленность.
Цельность человека и цельность мира слитно воспринимается нами в понимании личностного смысла своего присутствия в мире и важности его для себя.
Этим пониманием питается наша способность мыслить и действовать, поддерживается решительность и жизнестойкость, «мужество быть».
Понимание – это постижение целей мышления, открывающее путь к новому состоянию мысли (в частности, посредством полагания чего-то в качестве реально сущего и принятия его жизненно значимым, важным для нас).
Мышление же, осуществляя понятое в решительном событийном движении мысли, позволяет достичь большей внятности понимания (сути бытия этого сущего и важности его для нас).
Тем самым понимание обеспечивает естественность мысли, а мышление - свободу понимания.
Не ясно ли, однако, что в понимании цели мышления только приоткрываются, но еще не достигаются. Мы пред-видим те состояния мысли, к которым мы еще только должны прийти, для того чтобы внято понимать, о чем собственно идет речь, как следует действовать.
А значит, одно понимание, не перерастающее в мысль, еще не приносит присутствию ни свободы, ни решительности, ни жизнестойкости.
Далее: понимание и мышление важны не только для подлинности личностного присутствия в мире, но также и для любой занятости, которой человек – вынужденно или добровольно - отдает свои живые силы и время. В работе, в повседневной жизни, в творчестве или принятом на себя служении мы стремимся найти важное, ценностно значимое для себя, оправдывающее свое участие в этом, а не ином каком-то виде занятости.
Подлинность, свобода и естественность не менее важны и в событиях наших очных и заочных встреч, в поиске сообщительности и согласия. Без естественности мысли она вырождается в произвол мнений, где «дерзость не по разуму» соседствует с притворным смущением. Без свободы понимания общение превращается в ничего не обязывающий обмен мнениями, которые остается только «уважать».
Для тех, кто стремится к «свободным отношениям», - а лучше сказать, к свободной и естественной сообщительности, - скажу, что препятствием в этом, - бесспорном на первый взгляд стремлении, - являются не столько запреты и предрассудки социальной среды, сколько ограничения собственных способностей понимать и мысли (себя и другого).
(Продолжение следует)