Библиотека » Портреты » Олег Генисаретский

Олег Генисаретский
Зачин о понимании, мышлении и решительности (без ссылок и сносок)

Для открытого личностного присутствия  человека-в-целом-мирасамоценна наша собственнаяцельность, подлинность, свобода и естественность. Они  и составляет главную для нас, предельную заботу  и устремленность.
Цельность человека и цельность мира слитно воспринимается нами в понимании личностного смысла своего присутствия в мире и важности его для себя.
Этим пониманием питается наша способность мыслить и действовать, поддерживается решительность и жизнестойкость, «мужество быть».

Понимание – это постижение целей мышления, открывающее путь к новому состоянию мысли (в частности, посредством полагания чего-то в качестве реально сущего и принятия его жизненно значимым, важным для нас).
Мышление же, осуществляя понятое в решительном событийном движении мысли, позволяет достичь большей внятности понимания (сути бытия этого сущего и важности его для нас).
Тем самым понимание обеспечивает естественность мысли, а мышление - свободу понимания.

Не ясно ли, однако, что в понимании цели мышления только приоткрываются, но еще не достигаются. Мы пред-видим те состояния мысли, к которым мы еще только должны прийти, для того чтобы внято понимать, о чем собственно идет речь, как следует действовать.
       А значит, одно понимание, не перерастающее в мысль, еще не приносит присутствию ни свободы, ни решительности, ни жизнестойкости.

Далее: понимание и мышление важны не только для подлинности личностного присутствия в мире, но также и для любой занятости, которой человек – вынужденно или добровольно - отдает свои живые силы и время. В работе, в повседневной жизни, в творчестве или принятом на себя служении мы стремимся найти важное, ценностно значимое для себя, оправдывающее свое участие в этом, а не ином каком-то виде занятости.

Подлинность, свобода и естественность не менее важны и в событиях наших очных и заочных встреч, в поиске сообщительности и согласия. Без естественности мысли она вырождается в произвол мнений, где «дерзость не по разуму» соседствует с притворным смущением. Без свободы понимания общение превращается в ничего не обязывающий обмен мнениями, которые остается только «уважать».
Для тех, кто стремится к «свободным отношениям», - а лучше сказать, к свободной и естественной сообщительности, - скажу, что препятствием в этом, - бесспорном на первый взгляд стремлении, - являются не столько запреты и предрассудки социальной среды, сколько ограничения собственных способностей понимать и мысли (себя и другого).

(Продолжение следует)



Другие статьи автора: Генисаретский Олег

Другие Портреты на сайте ИНТЕЛРОС
Все портреты
Рубен АпресянАлександр БузгалинОлег ГенисаретскийСергей ГригорьянцАбдусалам ГусейновМихаил ДелягинДмитрий ЗамятинИлья КасавинВиктор МалаховВладимир МалявинВадим МежуевАлександр НеклессаЕлена ПетровскаяГригорий ПомеранцБорис РодоманТатьяна СавицкаяВалерий СавчукОльга СедаковаАлександр ТарасовВалентина ФедотоваДмитрий ФесенкоТатьяна ЧерниговскаяШариф ШукуровМихаил Эпштейн
Поддержите нас
Журналы клуба