Библиотека » Портреты » Олег Генисаретский

Олег Генисаретский
Метафора – когнитивный инструмент семантических трансформаций

 Когда удается отвлечься от лингвистического понимания метафоры как тропа, а тем самым и от обреченности мысли на языковое существование, мы становимся способными опытно сознавать метафору как событие и действие мысли. Покидая пределы ретроактивного сознавания (и лингвистической семантики чужой, отложенной в языке мысли), мы вступаем в пределы проактивного мышления (и когнитивной семантики своей мысли).

Даже сохраняя распространенное толкование метафоры как перехода и переноса, мы увидим в ней особенности сугубо когнитивного свойства.

Во-первых, способность сохранять цельность основного состояния мыслящего сознания, соразмерного проблемно-тематическому пространству мысли, с которым она установочно идентифицирована. Перенося какие-то значимости с одного мыслимого целого на другое, метафора реализует интенцию/функцию сохранения цельности этого состояния. Это что касается психопрактики мысли, мыслящей значимостями.

Во-вторых, в силу основного феноменологического  уравнения «там, где целое, там – смысл», можно сказать, что сохраняя цельность, метафора сохраняет конкретную смыслосообразность этой мысли, ее смыслосознающие интенции. И очерчивает круг смысловых значимостей, созначных сохраняемому ею основному состоянию мысли.

В-третьих, в силу мысле/деятельностной дополнительности смысла и цели, смысло/полагания и целее/полагания та же самая метафора, сохраняя цельность состояния, сохраняет конкретную целесообразность этой мысли и очерчивает круг созначных ей функционально-целевых значимостей.

Далее, в-четвертых, сохраняя цельность, осмысленность и нацеленность основного состояния,  метафора отсылает к тому в нас, в  достижении и сохранении чего мы так нуждается - к лицу, личностной выраженности и нашей индивидуальной личностной цельности. Значимости, проявляемые этим персонифицирующим поворотом мысли, в психотерапии часто называю «субличностями». Хотя доверившись древлему иконному слогу, можно было бы называть их «лицевыми», а все иные – «доличными».

Понятно, что все перечисленное компетенции – разные стороны одной и той же самодействующей метафоры, взятой в ее проактивном залоге. Хотелось бы назвать ее цельно-личностной, да  язык не поворачивается до такой степени сближать когнитивно-семантический концепт значимости – с лицом-как-ликом, с предельной личностно выраженностью и цельностью. А потому последуем  в качестве технического термина нашей когнитивной метафористики воспользуемся принятым в аксиологии словосочетанием «ценностные значимости»,  помняя о том, что в конце концов все ценности суть ценности самоценного существования.

А для следующего шага когнитивно-семантической навигации заметим, что на этом пути мысли предстоит скорая встреча с метаморфозами  и трансгрессией любого метафорической мыслимого содержания. И это будет встреча с хаосмосом, с проблемами «хаоса-из-порядка» и «трансформацией ности».

 

  Это текств введения к статье: Две метафоры корпоральности (на дальних подступах к философии корпоративного развития) // Корпоральность и развитие. Сб. трудов по философии копоративного развития / под ред. О.Б.Алексеева и О.И.Генисаретского. – Вып.2. – М.: Изд-во «Европа», 2007. – 352 с.



Другие статьи автора: Генисаретский Олег

Другие Портреты на сайте ИНТЕЛРОС
Все портреты
Рубен АпресянАлександр БузгалинОлег ГенисаретскийСергей ГригорьянцАбдусалам ГусейновМихаил ДелягинДмитрий ЗамятинИлья КасавинВиктор МалаховВладимир МалявинВадим МежуевАлександр НеклессаЕлена ПетровскаяГригорий ПомеранцБорис РодоманТатьяна СавицкаяВалерий СавчукОльга СедаковаАлександр ТарасовВалентина ФедотоваДмитрий ФесенкоТатьяна ЧерниговскаяШариф ШукуровМихаил Эпштейн
Поддержите нас
Журналы клуба