Все журналы
Все авторы
45680 публикаций
25892 авторов
Все лекции

В журнальном клубе Интелрос размещен седьмой выпуск «Этической мысли»

Этическая мысль. Вып.7

В седьмом выпуске «Этической мысли» представлены статьи, в которых анализируются теоретические, нормативные, историко-этические, аксиологические проблемы, а также этические проблемы, актуальные для современного общества и шире — для современной культуры в целом.

Содержание номера:

Этика в культуре

• Карен СВАСЬЯН
Науки о духе: без науки и без духа. Попытка анамнеза
Европеец, узнавший на исходе XIX в. от почтенного философа Дильтея, что он Homo historicus, был лишь иначе и в ином жанре оповещен о том, что в прочие времена осуществлялось в жанре комедии. Сообщить современнику Дарвина, что он в истории и свершается (man sei in der Geschichte und – geschehe), значило потрясти его не меньше, чем в свое время сообщением о том, что он говорит, а главное, всегда говорил прозой. Но говорить прозой не утешение, если не знать что и о чемговоришь. Равным образом: быть в истории – это далеко еще не все. Надо знать еще, отвечает ли «история» требованиям, необходимым для конституирования ее «предмета». Что есть история?.. 

• Сергей ЗЕМЛЯНОЙ
Трагическое видение – эссеистика – философия в духовном опыте молодого Георга Лукача
«Душа и формы» – это одна из важнейших помет в истории болезни мировой культуры ХХ в. Важность данной записи – прежде всего, но не только – в том, что в ней содержится один из самых прозорливых диагнозов, поставленных кем-либо при обследовании феномена, какой Мартин Хайдеггер называл Weltzeit. Но вместе с тем это и выдающийся человеческий документ fin de siecle. Это манифестация болезненно рафинированной, но устремленной к этическому преображению духовности с ее гностическими экстазами и уединенными переживаниями…

Нормативная этика

• Рубен АПРЕСЯН
«Мне отмщение, Аз воздам». О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому»
Не нравственное возвышение и усовершенствование человека или его гордыня, а потребности развивающегося общества уже не как церковно-общинного, а христиански-государственного общества привели к тому, что окончательное отчуждение от человека ответственности за справедливость, предпринятое Иисусом и апостолами, было подвергнуто ревизии. В качестве политически активной, государственной религии христианство не могло позволить себе этику непротивления. Так же и христиане, живущие в обществах, в которых вся полнота политической и юридической ответственности уже лежала на них, а не на нехристианах, как это было в первые века христианства, не могли позволить себе принцип непротивления…

• Юрий ДАВЫДОВ
Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой
Когда заходит речь об этике Льва Толстого, у нас – в соответствии с традицией, сложившейся еще до революции 1917 г., но закрепленной и освященной «диктатурой пролетариата» уже после нее, – до сих пор вспоминают о «непротивлении злу», «непротивленчестве» вообще и т.д. Правда, покорствуя всемогущему «духу времени», теперь о всем этом «толстовстве» норовят говорить не в критически-«разоблачительском» ключе, а одобрительно или даже восторженно. Но, всячески приветствуя эту переоценку ценностей, мы не можем не учитывать, что от простой смены оценочного знака с минуса на плюс общая сумма знания не меняется, если не сделать при этом хотя бы одного шага в постижении того, чтó оценивается и переоценивается…

История моральной философии

• Полина ГАДЖИКУРБАНОВА
От Киносарга к Портику
Когда-то Фалес сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. «Почему же ты не умрешь?» – спросили его. «Именно поэтому» – ответил Фалес. Похоже, стоики, усвоив кинический урок автаркии добродетели, мыслят схожим образом. Можно бороться с условностями и приличиями, а можно соблюдать их, как будто они имеют какое-то значение, но только как будто. Возможно, именно в этом и заключалось открытие, сделанное Зеноном, и возможно, именно это различие и фиксировали современники, когда говорили о «стыдливости» Зенона и «бесстыдстве» киников. И если это так, то в ответ на вопрос Кратета «Куда же ты бежишь, финикийчик?» Зенон мог бы ответить «От Киносарга к Портику»…

• Предраг ЧИЧОВАЧКИ
Призрачное здание «истинной морали» Канта
…Кант был убежден в том, что существует потребность разума верить в то, что добродетель будет вознаграждена в некоторым будущем, лучшем состоянии. Идеальное состояние, в котором добродетель и счастье соразмерны друг другу, и есть высшее благо. Для Канта это было важно, чтобы верить в то, что для осуществления этого идеала нам нет необходимости опираться ни на милосердие Бога, ни на какой другой источник чудес. Единственное, на что нам необходимо опираться, – это наша разумная воля, наша собственная самоотверженная и непрекращающаяся борьба за то, чтобы быть настолько морально добрыми, насколько это возможно…

• Андрей МЯСНИКОВ
Современные социально-этические трактовки кантовского запрета лжи
Люди хотят обманывать и обманываться – этот обоснованный довод настолько силен, что давно удерживает у себя в плену нравственно-религиозные требования «не лги» и «будь правдив» как опасные для всеобщего человеческого применения. Вместо этих «пленников» публике представляется их «заменитель» – «право на ложь» и, в крайнем случае, – «право на умолчание». Ведь люди хотят обманывать и не любят разоблачений, пусть лучше они делают это спокойно, без лишних эмоций и мучений совести. Все должно быть в удовольствие!..

История ценностей

• Ольга ЗУБЕЦ
О гордости
Речь пойдет о гордости, что, по-видимому, требует некоторого предварительного обоснования, если не сказать – оправдания, ведь это понятие, на первый взгляд, находится на периферии этического словаря, во всяком случае современного. Последнее, впрочем, объясняется тем, что ценностные атаки рвущегося к доминированию буржуазного сознания, направленные против аристократического мира, остались в прошлом. Там же в еще большем историческом отдалении пребывают интеллектуальные споры и душевные муки, связанные с христианской греховностью. В рамках этих обозначенных явлений истории ценностного сознания понятие гордости занимало очевидно центральное место…

Этические проблемы современного общества

• Андрей ПРОКОФЬЕВ
Плюрализация успеха: проблемы и парадоксы 
Возвращаясь к понятию успеха, можно заметить, что вне отсылки к какой-либо практике оно теряет всякий смысл. Если речь идет не о простой удаче (случайной известности, фантастическом наследстве, дорогостоящей находке, нежданном благодеянии со стороны другого человека), а именно об успехе, т.е. об эффективном применении способностей и результативном приложении усилий в деле создания и использования шансов, то оценка успешности индивида может осуществляться лишь в группе людей, разделяющих некие стандарты превосходства по отношению к общей форме деятельности. Эти люди выступают в качестве представителей компетентного сообщества и в силу этого – в качестве своеобразных арбитров…

10 ноября 2011

Впервые в журнальном клубе Интелрос «Курьер ЮНЕСКО»

Курьер ЮНЕСКО № 4, октябрь-декабрь 2011 г.

Ежеквартальный журнал Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

Тема номера: Гуманизм, новая идея

В декабре 1951 года в Нью-Дели в ходе «Бесед о культурных и философских отношениях между Востоком и Западом» ЮНЕСКО предложила новую холистическую гуманистическую идею. Мир возрождался после ужасов второй мировой войны, но уже без упования на технический прогресс, этот миф западной культуры казался навсегда подорванным. В памятке «На пути к новому гуманизму» был поставлен диагноз: «отклонение потерявшего всякую духовность интеллекта», «кризис гуманизма»…

Шесть десятилетий спустя человечеству брошены новые вызовы. В марте 2011 года в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН, ЮНЕСКО провела «Встречу группы высокого уровня по вопросам мира и диалога между культурами». На встрече, в работе которой приняли участие около двадцати видных деятелей со всех континентов, было заявлено, что «начало новых размышлений о мире и примирении должно идти в ногу с поиском нового гуманизма XXI века»...

 

В номере:

• Ирина БОКОВА, Генеральный директор ЮНЕСКО
Передовая статья
Гуманизм – это старое обещание и в то же время вечно новая, неустанно обновляемая идея. Гуманистические устремления являются частью нашей истории с Античных времен, и все же в каждую эпоху они обретают новый оттенок. На заре третьего тысячелетия это понятие уже не может включать в себя тот же смысл, что и в эпоху европейского Возрождения, когда оно формировалось вокруг образа идеального человека, хозяина самому себе и всей Вселенной. Оно также превзошло значения, которые ему придавали философы эпохи Просвещения, ограниченные, несмотря на их универсальные устремления, рамками евроцентристского видения мира. Уважение культурного разнообразия стало центральной составляющей гуманизма XXI века…

• Санджай СЕТ (Индия)
Куда идет гуманизм?
Феномен, который есть во всех нас, и который, несмотря на разницу между нами объясняет наше общее стремление к равноправию, стоит во главе концепции гуманизма. Если философы эпохи Просвещения искали это феномен в едином Разуме, то мы должны искать его на пересечении различных моральных воззрений…

• Майкл Ониебучи ЭЗЕ (Нигерия)
Вы есть, значит я существую
Для многих жителей cтран, где говорят на языке банту, термин убунту/бозо означает набор качеств, требуемых для того, чтобы обрести уважение в обществе. Это также оружие, используемое африканистами для критики колониальной доктрины. Более того, это понятие является центральным в гуманистической идеологии, на которой основывается новая южноафриканская демократия…

• Асимина КАРАВАНТА (Греция)
Гостеприимный гуманизм
Череда кризисов и рост числа беженцев существенно изменили социально-культурную картину современного мира. Чтобы принять этот вызов, нам нужна новая форма гуманизма, которая отвечала бы потребностям постоянно растущего числа сообществ, состоящих из различных культур…

• Полетт ДИТЕРЛЕН (Мексика)
Правосудие и достоинство
Сотни миллионов людей во всем мире страдают от лишений и нищеты. Эта ситуация легитимирует отстаивание философами дистрибутивной справедливости. Их воззрения совпадают с целями аутентичного гуманизма, при условии соблюдения уважения человеческого достоинства, а также автономии и ответственности каждого индивида…

• Оливер КОЗЛАРЕК (Германия)
Новый поворот
Отказавшись от идеи об универсальной гуманистической культуре, которую следовало бы придумать или навязать другим культурам, социальные и гуманитарные науки приходят к убеждению, что универсальные ценности уже присущи всем культурам и что повсюду в мире люди испытывают на себе опыт дегуманизации. Это должно подтолкнуть нас к размышлениям о том, что такое достойная и гуманная жизнь…

• Махмуд ХУСЕЙН (Египет)
Мусульманский этап в истории гуманизма
В противовес общепринятому мнению, гуманизм развивался внутри религиозной мысли, сначала греческой, затем мусульманской и наконец – христианской. В период с IX по XII век мутазилиты, а потом философы-фаласифа, исследовали границы человеческой мысли и свободы воли в мире, над которым властвовал единый и всемогущий Бог. Они же и предвосхитили появление философов эпохи Просвещения XVIII векa…

• Лю ЦЗИ (Китай)
Путь в мир гармонии
У конфуцианистов главное понятие – благоволение, у моистов – универсальная любовь, у таоистов – сострадание, а у буддистов – сердечная доброта. Эти фундаментальные ценности китайской цивилизации можно рассматривать как образцы для развития универсальной гармонии, а следовательно и нового гуманизма…

 

И другие публикации

09 ноября 2011

В журнальном клубе Интерос очередной выпуск бюллетеня «Информационные тренды»

Инновационные тренды  № 12, 2011
Периодический бюллетень Института общественного проектирования

Тема номера – «Инновационная система России»

Среди статей, вошедших в двенадцатый выпуск, вы найдете интервью с заведующей сектором ИМЭМО РАН Ириной Дежиной, директором по развитию ОАО «Катализатор» Сергеем Кильдяшевым, директором ООО «Центр вихревых технологий» Юрием Рамазановым, управляющим партнером Almaz Capital Partners Александром Галицким, управляющим  директором DFJ VTB Aurora Александрой Джонсон и многими другими.

• Ирина ДЕЖИНА
В любом деле очень высока роль лидера
 «Инновационный лифт» — сейчас один из любимых терминов в правительственных  структурах, идея, со­гласно которой на каждом этапе ее развития (фунда­ментальных и прикладных исследований, разработки, коммерциализации) должны быть институты и структу­ры, которые осуществляют поддержку. И таким образом проект или идея движутся от начала и до конца. Но ведь инновационные идеи могут возникнуть на любом этапе, это уже нелинейная модель. А здесь заложена линей­ная модель, как и в проекте «Сколково» — там тоже за­ложена линейная модель. Кстати, западные аналитики Сколково за это критикуют: если почитать мандат Скол­ково, то там просматривается именно линейное видение инновационной системы…

• Павел МИТЯКИН
В России инновациями занимаются только сумасшедшие
Реальность заключается в том, что эко­номика на треть является неформальной — это значит, что она даже не учитывается Госстатом. Такая эконо­мика стремится быть более простой и примитивной, так как чем длиннее цепочка, тем это менее выгодно для бизнеса. Об инновационных сдвигах нечего и думать без ра­дикальной расчистки фискального, отраслевого и му­ниципального регулирования от всевозможных «крыш» и рентных платежей…

• Сергей КИЛЬДЯШЕВ
Государство «кормит хороших охотничих собак колбасой перед охотой»
Есть два обстоятельства, которые препятствуют раз­витию инноваций. Во-первых, отсутствуют мотивации покупателей инноваций. Инноваторы должны полу­чать деньги не от Российской Федерации, а от частных корпораций… Во-вторых, это полный развал инжиниринга. Во времена СССР существовали отраслевые институты. Они занимались доведением любого вида разработки до конкретного завода. К сожалению, эта прослойка, инжиниринговые службы в период «лихих» времен ис­чезли…

• Юрий РАМАЗАНОВ
Бюрократия не заинтересована в инновациях
Одна из проблем инновационной модернизации состоит в том, что схема внедрения инно­ваций никем не контролируется и, более того, никто не хочет, чтобы она жестко контролировалась. Такая ситуация край­не вредна для реального инновационного развития промышленности…

• Иван РОДИОНОВ
Мы неизбежно переключимся на инновационную модель
Гоголь еще в свое время писал, что один помещик переодел своих крестьян в немецкое платье, но от этого немцами они не стали. На мой взгляд, Сколково — проект такого же рода. Для того чтобы развивать инновации, не надо на самом деле строить ничего специально…

• Александр ГАЛИЦКИЙ
Инновационные парки без инновационной экосистемы – деньги на ветер
Если же есть построение экоси­стемного варианта, тогда совсем другое дело. Поэтому я, особенно учитывая сферу своей ответствен­ности, как член Совета Сколково, наблюдаю, как Сколково стано­вится первым проектом, который может прийти к некому успешному результату и стать примером для других инновационных площадок на территории России…

• Александра ДЖОНСОН
Предпринимательский класс в России есть!
…нужно оформить права — как предпринимателя, так и инвестора. Должен быть механизм, который бы помогал инвестору входить в проект и выходить из него, потому что, если мы говорим, что мы строим инновационную предпринимательскую экосистему, то здесь гарантий быть не может. Не все ростки всходят…

• Михаил ЛАВРЕНЬТЬЕВ (мл.)
Мы покупаем то, что и так «принадлежит» нам
Особенность нашей инновационной системы состоит в том, что законодательство, призванное ее регули­ровать, крайне запутанно и противоречиво. Поэтому и силы, требуемые для того, чтобы внедрить ту или иную инновацию, совершенно несоразмерны результату…

08 ноября 2011

Новости дня Мониторинг зарубежной прессы
Права человека в России: НПО "Мемориал"* как никогда подвергается опасности
Особое излучение может убивать Covid-19 и полиовирус, сообщают израильские ученые
TikTok, Snapchat и Instagram связали с депрессией в среднем возрасте
НАС ЧИТАЮТ В 161 СТРАНЕ
Free counters!
Поддержите нас
ЛЕКЦИЯ ДНЯ

Все лекции



АЛЕКСАНДР НЕКЛЕССА
БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ МЫ ИЗБИРАЕМ

Последние выпуски бюллетеня "ИНТЕЛРОС - Интеллектуальная Россия" можно приобрести в магазине "Фаланстер".

БУДУЩЕЕ КАК НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПРОЕКТ

free counters
Copyright © . Журнал "ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия". Все права защищены и охраняются законом. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-18303. При полном или частичном использовании материалов, разрешенных к воспроизведению, ссылка на журнал "ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия" обязательна (в Интернете – гиперссылка на www.intelros.ru). Адрес электронной почты редакции: intelros@intelros.ru. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламе и объявлениях.
Яндекс.Метрика liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru