Журнальный клуб Интелрос » Альтернативы » №3, 2015
КраусТамаш –
д.и.н., профессор Будапештского университета
им. Лоранда Этвёша, Венгрия
Несмотря на авторитарный поворот, произошедший в Венгрии в 2010 году и уничтоживший политическую организацию либералов «Союз свободных демократов», многие представители венгерского либерализма по-прежнему высоко держат знамя борьбы с «коммунизмом»[1]: они упоминают Кадара вместе с Хорти, как будто между их режимами существовала органическая, генетическая преемственность. Эта «методология» может изменяться таким образом, что упомянутая генетическая преемственность распространяется и на режим «Фидес». Мысль о «коммунизме» как «изначальном зле» с давних пор является «очевидной» и для партии «Фидес». Речь идёт не только о венгерском, но и об исконном восточноевропейском явлении, политический смысл которого в том, чтобы после 1989 года вытеснить из публичной сферы саму возможность появления левых массовых движений, противостоящих новому режиму и имеющих сколько-нибудь антисистемный характер. Должна быть забыта даже мысль о том, что возможно более справедливое и эгалитарное общество. В результате криминализации «коммунизма» не осталось противодействующих гуманистических сил, которые могли бы вступить в борьбу с последствиями глобальной зависимость, с новыми формами авторитарной власти. Вместо этого повсеместно распространились и утвердились националистическо-расистские, антидемократические решения и политические структуры. Представители мейнстримного либерализма не обращают на это должного внимания. Оставаясь в кругу поверхностных политических аналогий, они, по сути, выводят основы режима «Фидес» не из режима Хорти, а из режима Кадара. И потому сам Виктор Орбан получает от них различные эпитеты левого политика. Некоторые авторы уже давно считают «признаком левизны» даже ту черту, которая делает Орбана приемлемым для крайних правых: покровительство национальному капиталу в противовес капиталу международному.
Конечно, в реальной истории долгосрочные процессы складываются из множества континуитетных и дисконтинуитетных факторов. Мышление людей, их привычки и образ жизни, само разделение труда, вся традиционная структура человеческого поведения, «суеверная вера в государство» (Maркс), − все это доказательства исторической преемственности, континуитета развития. С другой стороны, в ходе смены режима, осуществлённого в 1989 году, произошёл радикальный перелом в области отношений собственности и распределения, в государственной сфере, в характере политическо-властной системы. Дисконтинуитет развития был неизбежной предпосылкой повторного насаждения капиталистической системы, что в настоящее время привело к возникновению радикально новой социальной структуры. В Венгрии, как и в других странах, в соответствии с неолиберальными проектами произошло практически неограниченное открытие рынков, а либерализация цен и безудержная приватизация разбила жизнь миллионам людей, главным образом тем, кто принадлежал к классу рабочих и крестьян. Эти люди потеряли свою работу и самоуважение, а многие долговременные безработные постепенно лишились здоровья, семьи и жилья[2]. Некоторые социологи считают, что в Венгрии в наши дни около четырех миллионов человек имеют доходы ниже прожиточного минимума[3]. Это новый класс «отверженных», которого не существовало в эпоху Кадара. Значительную часть «новых бедных» составляют обнищавшие сельскохозяйственные работники, социальные группы, образовавшиеся в результате разложения рабочего класса, а также сотни тысяч пенсионеров и цыган. «Верхушка» общества складывается из небольшой группы новых крупных собственников и связанного с ней тонкого слоя так называемого «верхнего среднего класса». Между ними размещается множество «мелких предпринимателей», за которыми следуют трудящиеся государственных и общественных учреждений, класс лиц, живущих на заработную плату. Это снова распадающаяся на «касты» социальная структура во многих отношениях глубоко родственна социальной структуре времён режима Хорти и в то же время, повторяю, радикально отличается от социальной структуры режима Кадара. Ведь безработица, неуверенность в будущем, постоянная угроза социального понижения не только дестабилизируют во всех отношениях личность, но и поддерживают в студенистом состоянии саму структуру общества. Таким образом, если мы хотим понять сущность и характер «авторитарного режима 2010 года», то исторический подход необходим как глоток воздуха.
Либеральные критики постоянно поминают «кадаризм» и «коммунизм», ссылаясь на определённые особенности деятельности и популизм кокетничающей с крайними правыми и не менее антикоммунистической правящей партии «Фидес», на сильное ограничение политических прав и растущую роль государства в экономике. Все это является выражением того, что в борьбе с левыми либералы до сих пор не скорректировали своей идеологической приверженности некритичной защите капиталистической системы[4]. Это идеологическое устремление покрывает пеленой забвения хортистские корни нынешнего режима, характерные черты полупериферийной формы, второго издания капитализма. Либералы пишут о «мафиозном государстве», но оставляют в тени, с одной стороны, его неолиберальную основу, а с другой стороны, восточноевропейскую историческую специфику, истинное содержание которой выявляется в соотношении «ядро – (полу)периферия.
«Дружеская» коррупция, кумовство, удручающие «кастовые» отношения и корни их расцвета в наши дни хорошо знакомы нам по литературным произведениям Жигмонда Морица и Дюлы Ийеша. Следовательно, «генеалогическое древо» нынешней авторитарной власти и нищеты, основанной на экстремальном социальном неравенстве, коренится в режиме Хорти, больше того, в эпохе дуализма. (О духовном, культурном наследии хортистского режима будет сказано отдельно).
Корнаи, однако, не делает различия между функцией государства в системе государственного социализма и его ролью в новом, втором издании капитализма. Он не учитывает того, что при государственном социализме государство в течение десятилетий выдвигало именно лозунг упразднения национальной буржуазии и ликвидации частной собственности, конституционно запретив куплю-продажу государственной собственности. При новом же режиме, напротив, государство проводит национализацию в интересах насаждённой сверху, новой буржуазии, чтобы позже снова осуществить приватизацию[7]. Эта насаждённая сверху буржуазия по-настоящему расцвела при режиме Фидес, так как получила финансовую подпитку, «добавочный капитал» из государственных средств, за счёт налогоплательщиков. Этот факт хорошо демонстрирует специфически паразитический характер венгерской национальной буржуазии. Koрнаи не учитывает того, что в современной, второй, восточноевропейской форме капитализма государственная собственность опирается на систему частной собственности. Здесь национализация работает совершенно по-другому. После реставрации господства частной собственности (приватизации) определённые группировки новых-старых властных элит под знаменем национализма и при поддержке верхних слоёв населения пытаются посредством непосредственного вмешательства государства сохранить, утвердить свои привилегии в противовес иностранному капиталу (а также и прежде всего в ущерб венгерскому обществу). В условиях концентрации власти, осуществлённой Виктором Орбаном, этот процесс стал ещё более интенсивным. Таким образом, изменяется вся система отношений распределения, углубляется и расширяется социальное и культурное неравенство. Так как смена режима произошла при активной международной поддержке, затянувшийся период грызни вокруг приватизации заканчивается реставрацией кажущегося новым авторитарного режима (и, конечно, не только у нас, но и во всем нашем регионе, достаточно взглянуть, например, на современную Украину или Латвию, Болгарию, Белоруссию или Румынию). Вследствие своей политической слабости и культурной бедности новый венгерский господствующий класс не сумел справиться с задачей стабилизации нового капиталистического порядка, которую не решило и присоединение Венгрии к Евросоюзу.
Важнейшие группировки нового правящего класса[8], зависящего от власти, возлагают все свои надежды на «христианско-национальное» правительство Орбана, которое выражает их систему ценностей, материальные интересы, привилегии в доступе к бюджетным ресурсам и невысокий культурный уровень[9]. Эти слои новых правящих классов особенно сильно нуждаются в поддержке государства, правительства, поскольку они не знают, как нужно «обращаться» с растущей массой обедневших трудящихся и безработных, как можно сдержать их сопротивление. По-другому вопрос можно сформулировать так: как можно обуздать, усмирить обедневшее общество, огромные массы безработных, миллионы униженных и обездоленных в условиях постоянно возобновляющегося экономического кризиса? Социал-либеральная коалиция не нашла ответа на этот вопрос, оставаясь в рамках старой, «испытанной» неолиберальной экономической политики и пропаганды, основанной на евросоюзной белиберде. В результате их политические организации, потерявшие облик и социальную базу, превратились в незначительные группы, состоящие из никому не интересных лиц, для которых политика – источник средств к существованию. Даже расширение политического влияния крайних правых также произошло за восемь лет правления социал-либералов. «Решение» нашла пришедшая им на смену «христианско-национальная» власть, которая после выборов 2010 года обладает вместе с крайними правыми более 80% парламентских мест. В Венгрии и других странах Восточной Европы в сознании стоящих у власти все яснее вырисовывалась необходимость введения нового авторитарного режима. В соответствии с «логикой исторической необходимости» новая концентрация власти в Венгрии лишила содержания парламентские формы и партии. Новый режим обещает европейским лидерам и общественному мнению лучше отлаженный механизм бесперебойного функционирования капитализма, ожидая от них взамен легитимации «системы национального сотрудничества», как ее называют сами носитель власти. Ныне мы уже дошли до того, что те, кто не вмещается или не желает войти в рамки этой системы, становятся козлами отпущения и врагами нации. К ним причисляют коммунистов, атеистов, либералов, евреев, цыган, чужеродных или их «прислужников»…
5. Новый класс, новая культура. Глобальный рыночный и традиционный национальный китч, смешиваясь, образуют доминирующую, господствующую культуру нашего времени. Это явление представляет собой лишь продукт того, что второе издание режима Хорти в конечном итоге возникло в качестве своеобразной комбинации современнейшего, интернетного глобального господства капитала и отживших, реакционных отношений, наблюдавшихся между двумя мировыми войнами. Если новый капитализм с его т. н. буржуазно-демократической системой институтов и средств, существующей на Западе, не может стабилизировать положение в восточноевропейских странах, то в этом играют роль серьёзные причины, на которые я уже отчасти ссылался выше, но на которые нужно указать и более конкретно для интерпретации идеологических процессов. Эти причины многочисленны. Я упомяну лишь самые важные из них: массовое обнищание, устойчивое понижение заработной платы, поддержание высокого уровня безработицы, принесение в жертву миллионов людей на алтарь нового капитализма в интересах насаждения сверху и содержания новых господствующих классов. Иначе говоря, основополагающей чертой режима in statu nascendi является экономическое воскрешение служащей политической власти, политически слабой, сшитой сверху родственными нитями национальной буржуазии и слоя крупных землевладельцев. Правительство «Фидес» доводит этот процесс до конца. Для этого осуществляется монополизация по партийному принципу товаров и имущества, экономических и политических структур в пользу выбранных или утверждённых «наверху» по политическим соображениям лиц и групп (передел рынка сигарет и торговых киосков, передел земли и сети аптек, реорганизация парковки, перманентная национализация и приватизация и т. д.). Это и составит относительно прочную социальную основу нового авторитарного режима, находящегося в плену самых низменных культурных и идеологических стереотипов (презрительное отношение к бедным, расистская дискриминация, культ силы и насилия, гомофобия, подчинение женщин и т. д.). Конечно, неохортистская реставрация несёт на себе все важные печати современного капиталистического мира, речь здесь идёт о странном «постмодернистском» образовании, заимствующем образцы и решения у американского неоконсервативного правительства. Это – криминализация бедности, принцип нулевой толерантности, применение правила трёх преступлений, одноставочный подоходный налог, моральный культ религиозности, неравенство параллельно с распространением неограниченного индивидуализма.
В наши дни кризис показал все основные противоречия капитализма и в Венгрии, причём в экстремальной форме. Неразрешимые конфликты заметны прежде всего в области ограниченной реализации прав, в государственной сфере и в отношениях между государством и обществом. Во всем мире правительства, отдавая преимущество рестриктивной экономической политике, неспособны гарантировать важнейшие права в противовес силам рынка. Эти обстоятельства ставят серьёзную проблему перед процессом социальной репродукции. Венгерские правительства, например, также сделали шаги для защиты прав банков в противовес населению, повседневным явлением стали аукционная распродажа домов, квартир и машин, а также выселение людей из кредитного жилья. Были введены «контрреформы» в трудовом законодательстве с целью ограничения прав трудящихся, права на забастовки и на труд. Такие же резко ограничительные тенденции наблюдаются в области культурных и социальных прав, права на образование или на чистую питьевую воду, или в области демократических прав, не ограничивающихся доступом к избирательным урнам, а включающих в себя, например, право на выражение протеста и право на доступ к публичной сфере. Особенно важное значение имеют экологические аспекты прежде всего с учётом финансиализации природы, присвоения общих благ и зелёной экономики как гегемонистского проекта нового типа. В отличие от других стран, в Венгрии протестные движения и организации гражданского общества не подвергают сомнению право на частную собственность и не требуют коллективных социально-экономических и человеческих прав. В научных кругах дискуссии о правах уже долгое время остаются в рамках либеральной политической философии и едва привлекают внимание представителей науки, служащей поддержанию официальной власти. Таким образом, проституирующий характер режима реализуется практически беспрепятственно. Достаточно сослаться на то, что власти, орудуя деньгами, раздачей позиций и привилегий, а то и путем запугивания, поглотили со всеми потрохами значительную часть венгерской интеллигенции. Не случайно, что мы переживаем время интеллектуальных мошенников, ошеломляющего упадка общественно-научных исследований и мышления.
Во всем этом церкви являются не просто партнёрами, но и сопричастниками власти. В этой области режим Орбана идёт гораздо дальше белорусского руководителя Лукашенко: Орбан, а также его правительство и парламент превращают официальные христианские церкви, прежде всего реформатскую и католическую, в структуры для сбора голосов избирателей, в составные части, рычаги «христианско-национальной» политической власти. Посредством раздачи бюджетных средств и дотаций Орбан и его режим ставят себе на службу церкви и соответствующим образом истолкованное христианство, стремясь таким образом добиться уважения к авторитетам. Власти противопоставляют богатые церкви малым церквям и достигают того, что католики и реформаты соревнуются за благодеяния правительства. Все это власти пытаются, как и при режиме Хорти, «освятить» введением обязательного закона Божия и этики. Причём «в своё время всего этого не желал и правитель Хорти, оставивший эти предметы в компетенции церкви. В наши дни в Венгрии именно Виктор Орбан, не располагающий никакими конкретными знаниями о христианстве, зажигает «факел», распространяет свет, оценивает европейское христианство, раздаёт наставления относительно христианской традиции, провозглашает обновление и определяет что такое грех и вера»[11].
В такой же важный элемент политического (партийного) господства над обществом превращается и система образования и школы, преподаватели которых под давлением властей вынуждены сплотиться в корпорацию[12]. Цементирующим идеологическим материалом нового авторитарного режима, конечно, являются национализм и христианство в его официальном толковании. В рамках духовной неохортистской реставрации они пронизывают всю повседневную жизнь от изменения названия улиц до школьного обучения. Сама новая конституция тоже составлена в т. н. христианско-национальном духе, собственно говоря, уже в преамбуле дискредитируя значительные нехристианские, нерелигиозные или прямо атеистические массы общества. Националистический популизм доходит до такой степени, что происходит героизация венгерской армии, участвовавшей в нацистском геноциде, осуществлённом в 1941−1944 годах на территории СССР. В то же время фашизм, нацизм даже в официальных учебниках отождествляется с «коммунизмом», и тем самым власти криминализуют всю историю социализма в интересах установления своего безраздельного идеологического господства. Они переделывают по своему образу и подобию всю духовную жизнь, все области культуры. Для решения этой идеологической задачи создан особый государственный институциональный аппарат от т. н. «Дома террора» до института «Веритас», правительственного института для провозглашения «истины» по вопросам истории. Цель всех этих учреждений – сделать всеобщей духовную неохортистскую реставрацию в широких кругах интеллигенции.
Вся эта идеологическая мешанина утопает в антизападной, националистической, «национально-освободительной» риторике, которая в то же время уживается с точным удовлетворением западных финансовых требований, более того, служит для него прикрытием. Лишь немногие видят лицемерный и манипулятивный характер режима, поскольку многие слышат именно то, что хотят слышать об «эксплуатации венгерской нации Западом и мультинациональными фирмами». Партия «Фидес» сначала вобрала в себя, «взрастила» − при значительном содействии прежней социал-либеральной коалиции − крайних правых, неофашистов, а позже для сохранения comme il faut в глазах Европы вытеснила их, образовав как бы «запасную армию». В то же время в ходе безудержной антикоммунистической кампании (в конце концов, образ врага нужен всегда!) она заманивает часть неофашистского электората обратно, насаждая и поддерживая культ Хорти. (Таким образом, неслучайно, что как режим Хорти был чреват фашизмом, так чреват им и неохортистский режим наших дней). В дополнение к этому в условиях перманентного «культуркампфа» распространение в масштабах всего общества этнического, нацеленного на «расовую защиту» национализма, псевдокультурного китча «Великой Венгрии» в конечном итоге, как и в эпоху Хорти, после 1919 года, означало подавление социального вопроса, идеологический триумф авторитарного режима. «Новая», неохортистская «культура» шаг за шагом ликвидирует антифашистскую традицию, вместо Шагвари культурным образцом стал убивший его жандарм, вместо Каройи – Бетлен, вместо Маркса, Энгельса, Ленина и Дердя Лукача – Хорти, Телеки и Прохаска, вместо Тибора Дери, Андора Эндре Геллери и Лайоша Надя – нилашист Альберт Вашш, Йожев Нирё и отъявленная антисемитка Цецил Тормаи. Это явление хорошо заметно и в важнейших областях общественных наук и общественной мысли. Известно, что идеи господствующих классов господствуют и в обществе. С (нео)либеральной и консервативно-националистической точки зрения обобществление, возвращение коллективам государственной собственности как гуманистическая альтернатива государственному социализму представляется романтической иллюзией прошлого, такое обобществление называют разновидностью сталинизма, в то время как с точки зрения левых оно стало программой далёкого будущего[13]. Политическая система снова приняла авторитарную форму «менеджирования» капиталистических отношений. Все это можно приукрасить, посыпать сахарной пудрой таких эпитетов, как «демократический», «национально-патриотический», «национально-консервативный», «кадаристский» и т. д., однако под этой пряничной глазурью снова и снова появляется авторитарно-неохортистская символика и действительность «национального капитализма», образ алчной, паразитической новой буржуазии.
Тем самым глубинное историческое призвание смены режима получает для господствующих классов настоящий смысл, и потому может считаться осуществлённым.
[1] Если задуматься, то это та же самая установка, которая была характерна для некоторых коммунистов-догматиков, которые около 1973 года, через 25 лет после прихода коммунистов к власти, все ещё воевали с хортистким режимом, не замечая, что тем временем разваливается социализм. Правда, тогда они лишь казались людьми, оторвавшимися от действительности.
[2] См.: Bartha Eszter: Magányos harcosok: Munkások a rendszerváltás utáni Kelet-Németországban és Magyarországon (Lonely fighters: Workers in postsocialist East Germany and Hungary). Budapest: L'Harmattan Publishers - ELTE BTK Kelet-Európa Története Tanszék (Series: Eastern European Monographs, 2), 2011.; Bartha Eszter: A munkások útja a szocializmusból a kapitalizmusba Kelet-Európában, 1968-1989. (Workers on the Road from Socialism to Capitalism in East Germany and Hungary, 1968-1989). Budapest: L'Harmattan Publishers - ELTE BTK Kelet-Európa Története Tanszék (Series: Eastern European Monographs, 1), 2009.
[3] См. подсчёты Жужи Ферге: Népszabadásg, 2012. május 25. См. также: Ladányi János: Leselejtezettek. A kirekesztettek társadalom- és térszerkezeti elhlyezkedésének átalakulása Magyarországon a piacgazdasági átmenet időszakában. (Забракованные. Изменение социальной и территориальной структуры неимущего населения в период перехода к рыночной экономике). Budapest, L’Harmattan, 2012.
[4] Парадигматическим представителем такого подхода может считаться, например, журналист Шандор Ревес. В своей статье, посвящённой творчеству писателя Дердя Молдовы, Ревес высказывает мнение, что феномен Молдовы представляет собой один из видов «критического сервилизма», «критической службы режиму» при режиме Кадара. (См.: Révész S.: Moldova György pályaképe I. Kritikai szervilizmus. /Творческий путь Дердя Молдовы I. Критический сервилизм/. Magyar Narancs, 2013. nov. 28. 28-30.) Однако сам Ревес при нынешнем режиме выполняет именно ту функцию, которую приписывает Молдове при прежнем режиме: он − воинствующий оппозиционер по отношению к партии «Фидес» и националистическим правым силам, но некритичный апологет существующей системы, которая их породила. В соответствии с этой установкой Ревес является безжалостным противником любых левых, критикующих систему идей, руководствуясь стерильным, утопически наивным представлении о «хорошем» капитале и «хорошем» капитализме.
[5] Классическая форма либеральной критики режима «Фидес» представлена взглядами Яноша Корнаи, который изучает развитие Венгрии, имея перед глазами характерные черты некой воображаемой, скажем, шведской капиталистической рыночной экономики. Он считает, что существует хороший капитализм, свободная рыночная экономика, которую жадные до власти политики «портят» посредством чрезмерного государственного вмешательства. Он вовсе не понимает, что в нашем регионе капитализм по историческим причинам развивается по иной траектории и порождает политическое устройство иного типа, нежели в странах ядра. Иначе говоря, речь идёт не о том, что плохие политики искажают хороший капитализм, а о том, что конкретное функционирование капитализма, нужды ориентированной на достижение прибыли системы вызывают к жизни угнетательные, диктаторские режимы. Почтенный академик меняет местами причину и следствие. Он не замечает методологической проблемы, состоящей в том, что, например, нацистский режим никогда не утвердился бы без финансовой и политической поддержки немецкого крупного капитала и буржуазии в целом, так как именно нацизм, создав под своими знамёнами единство правых сил, предотвратил возникновение левого режима с социалистической направленностью, ограничивающего систему выкачивания прибыли. У Корнаи схемы понятия экономического развития и рыночной экономики находятся вне исторического пространства и времени, вне общественных и классовых интересов. См. Az állam-leviatán – Friderikusz Sándor interjúja Kornai Jánossal. (Государство-Левиафан – Интервью Шандора Фридерикуса с Яношем Корнаи). I-II. Galamus (internetes újság), 2013. 12. 16-17.
[6] Цитата сообщена лично Иштваном Месарошем. Об этой проблематике см. ещё: Államszocializmus. Értelmezések-viták-tanulságok. (Государственный социализм. Интерпретации, споры, уроки). (Szerk.: Krausz T.-Szigeti P.) Bp., L’Harmattan, 2007.
[7] Научное описание формирования новых венгерских «экономических элит» можно найти прежде всего в работах Эржибет Салаи. См.: Szalai Erzsébet: Gazdasági elit és társadalom a magyarországi újkapitalizmusban. (Экономическая элита и общество при новом венгерском капитализме). Budapest: Aula Kiadó, 2001.
[8] В Венгрии важнейшие линии культурно-идеологического разлома проходят между «экс-коммунистами» (либералы-неофиты, «кадаристские менеджеры» и т. д.) и «национал-христианскими неохортистами» (потомки прежней хортистской элиты, присоединившиеся к ним «экс-коммунисты»-карьеристы прежнего госсоциалистического режима, а также – в другом разрезе – часть слоя новых, «деидеологизированных» предпринимателей), причём последние резко конкурировали и конкурируют с мультинациональными фирмами.
[9] Из-за недостатка места смешение идеологического и социологического обозначения этих слоёв является неизбежным упрощением, хотя в действительности указывает на вполне реальные процессы.
[10] О стремлении закрепить сложившуюся доминантную партийную систему законодательным путём см.: Szigeti Péter: A magyar választási rendszer átalakítása. (Перестройка венгерской избирательной системы). Political Capital – Social Develpoment Institute 2013 október, http://www.valasztasirendszer.hu/?cat=4. О создании конституционной основы смены политического режима см.: Szigeti Péter: Az alaptörvény karaktere államelméleti és alkotmányjogi aspektusból. (Характер основного закона с точки зрения теории государства и конституционного права.) In: Tanulmányok a 70 éves Bihari Mihály tiszteletére (szerk.: Szoboszlai-Kiss Katalin – Deli Gergely), 2013, 519-536. Széchenyi István Egyetem Deák Ferenc ÁJK
[12] См.: Huszár Ágnes Templom és iskola. (Церковь и школа). Galamus, 2013. december 19.
[13] Изучение и представительство этого круга идей, этой исторической практики как всемирной социальной альтернативы осуществляется в журнале «Эсмелет» («Eszmélet ») со дня его появления, уже в течение 25 лет. В этой связи хотелось бы обратить особое внимание на работы Ласло Тютё.