Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум-online » №12-online, 2013

Михаил Лурье
Политические и тюремные песни в начале ХХ в.: между пропагандой и фольклором

Михаил Лазаревич Лурье

Европейский университет

Санкт-Петербург, mlurie@inbox.ru

 

Учитывая полисемичность прилагательного «политический» и отсутствие терминологической определенности понятия «политический фольклор», словосочетание «политическая песня» может осмысляться и употребляться по-разному. Например, есть все основания называть политическими песнями как шуточные переделки гимна СССР, имевшие широкое хождение в поздний советский период, так и многочисленные фронтовые песни времен Великой Отечественной войны, поносившие Гитлера и его приближенных.

В настоящей статье речь пойдет о вполне конкретной традиции: о песнях второй половины XIX — первых десятилетий XX в., направленных на дискредитацию существующего политического режима и ассоциируемого с ним общественного устройства, экономических, социальных, политических установлений и практик. В большинстве таких песен, в той или иной степени эксплицитно, присутствует элемент пропаганды. Нестрогими уточняющими синонимами к обозначению «политические» для этих песен могли бы стать, с одной стороны, определения «антиправительственные», «революционные», с другой стороны — «крамольные», «запрещенные». История таких песен в России восходит к известным стихотворно-песенным опытам поэтов-декабристов, которые, по сути, создали прецедент использования песни для массовой революционной агитации, особенное же распространение подобные тексты получили начиная с 1860–1870-х гг.



Другие статьи автора: Лурье Михаил

Архив журнала
№19-online, 2013№18-online, 2013№13-online, 2013№12-online, 2013№17-online, 2012№16-online, 2012№15-online, 2011№14-online, 2011№11-online, 2009
Поддержите нас
Журналы клуба