Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум » №18, 2013

Светлана Рыжакова
Кладбищенский праздник (Kapu svētki) у латышей: история, обычаи, контекст бытования

Светлана Игоревна Рыжакова

Институт этнологии и антропологии РАН, Москва

lana@mega.ru

 

Существенный элемент латышской культуры — уход за кладбищами, их оформление и украшение, обычаи повседневного и праздничного посещения могил близких. О внимательном и даже любовном отношении латышей к кладбищам и прежде всего к тем, на которых покоятся родные и близкие люди, свидетельствуют этнографический материал, художественная литература, публицистика. Своеобразная taphophilia — любовь к могилам и кладбищам — регулярно выделяется как одна из характерных черт латышского поведения и латышского характера [Eglīte 2010] (сходная особенность известна и в отношении литовской культуры, формулируется при самоописании [PF 26.10.1999 Vilnius; PF 11.07.2009]). Она выражается, в частности, в прогулках по кладбищу как обычном, часто даже предпочтительном времяпровождении, потому что это возможность в определенной мере уединиться, поразмышлять, приобщиться к священному. Обязательность посещения кладбищ и уборки могил отражена в нормах латышского этикета, резюмируется в поговорках типа «покажи мне могилу твоего близкого, и я скажу, кто ты». Пастор П. Клеперис, совершавший объезд и наблюдение за приходами Латвии в 1930-е гг. и позднее, приводит высказывание К. Ирбе: «Какова община, вижу, когда пройду насквозь ее кладбище» [Kleperis 1943: 171]. Не случайно латышская кладбищенская культура вошла в число народных традиций латвийского канона культуры, сформулированного в 2008 г. (см.: [Рыжакова 2011]).



Другие статьи автора: Рыжакова Светлана

Архив журнала
№34, 2017№28, 2016№27, 2015№25, 2015№24, 2015№23, 2014№22, 2014№21, 2014№19, 2013№18, 2013№17, 2012№16, 2012№15, 2011№14, 2011№13, 2010№12, 2010№10, 2010№11, 2009№9, 2009№8, 2008
Поддержите нас
Журналы клуба