Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум » №9, 2009
Максим Викторович Пулькин
Институт языка, литературы и истории
Карельского научного центра РАН,
Петрозаводск / Петрозаводский государственный университет
Территорией исследования является Европейский Север России — особая часть культурного пространства Евразии, характеризующаяся длительным мирным сосуществованием финно-угорских и русского этносов. Появление на этом пространстве евреев стало следствием ряда случайностей, небольших послаблений в российском законодательстве и не в последнюю очередь незаурядной настойчивости некоторых представителей еврейского народа. В 70-е гг. XVIII в. в Российской империи произошли существенные перемены, связанные как с расширением ее территории, так и с включением в ее состав новых народов, в числе которых особое место занимали евреи. Контакты славян и евреев более или менее успеш но осуществлялись со времен Киевской Руси [История евреев 2007: 5–36]. Но в данном случае речь шла о появлении на территории Российского государства сотен тысяч евреев, живших на территории Польши. После разделов этого многострадального государства «евреи переехали в Россию, не сходя с места» [Западные окраины 2006: 303].
Известно, что на первых порах российская власть стремилась к эмансипации евреев, «к интегрированию их в российское общество» [Западные окраины 2006: 308]. Однако в целом правительство «проводило довольно путаную политику» в отношении евреев, оказавшихся под властью России [Клиер 2000: 147]. Сформировать отношение к ним помогло мнение известного российского государственного деятеля и знаменитого поэта Г.Р. Державина. Он первым вполне определенно продемонстрировал правящим кругам, что «евреи представляют собой особую категорию, что их жизнь в России не укладывается ни в какие нормы и что для управления ими требуется специальная политика» [Клиер 2000: 192].