Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум » №9, 2009
Лариса Александровна Королева
Пензенский государственный
университет архитектуры и строительства
Алексей Александрович Королев
Пензенский государственный университет
архитектуры и строительства
Татарское население Пензенского края в основ ном традиционно исповедовало ислам. В 1940–1980-х гг. в области было 45 татарских сел в 13 районах. Отечественная война способствовала активизации религиозной жизни в СССР, что в определенной мере было обусловлено либерализацией государственно-церковных отношений в целом. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Пензенской области С.Д. Горбачев отмечал: «В деятельности мусульманского духовенства и религиозных обществ <…> необходимо отметить некоторое их оживление и активизацию в области расширения своего влияния на окружающее население» [ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 1. Л. 104]. Уполномоченный подчеркивал в докладе Совету по делам религиозных культов, что практика местных мусульманских общин «направлена, главным образом, на поддержание религиозных устоев, на регулярное отправление молитвенных собраний, на выполнение всех религиозных обрядов населением, <...> на сбор денежных средств для поддержания в порядке молитвенного здания, на большее вовлечение населения в число верующих, и особенно молодежи» [Там же. Д. 97. Л. 1]. Следует отметить, что мусульманские объединения в решении поставленных задач добились значительных успехов.
В середине 1940-х гг. в исследуемом регионе было зарегистрировано 14 мусульманских религиозных обществ, в каждом из которых насчитывалось около 3500–4000 верующих. Общее количество мусульман в Пензенском крае составляло свыше 20 000 чел. К середине 1960-х гг. количество зарегистрированных общин сократилось на одну; религиозных мусульманских общин, не имевших разрешения органов государственной власти, насчитывалось 22 [Там же. Д. 1. Л. 545]. Мусульман ские общины находились в ведении Духовного (Центрального) управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (г. Уфа).