Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум » №8, 2008
Катриона Келли (Catriona Kelly)
Оксфордский университет,Великобритания
Светлана Сергеевна Сиротинина
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Если праздникам довоенного времени посвящено большое количество исследований (см. напр. [Petrone 2000; von Geldern 1993; Лапин 2007: 80, 102–105, 125–127; Малышева 2005; Рольф 2000]), то 1960-м, 1970-м и 1980-м гг. уделено сравнительно мало внимания. Словно существует некое молчаливое согласие, что праздники хрущевской и брежневской эры особого интереса не представляют: в связи с распространенной трактовкой 1970-х и 1980-х как «периода застоя» новаторские явления не ожидаются. Но на самом деле начиная с 1956 г., а тем более с 1961 г. праздники проходили существенный процесс трансформации. Правда, основные «красные дни» остались теми же — 7-е ноября, 1-е мая, Новый год, в 1965 г. государственным праздником стал День Победы. Еще появилось много новых праздничных дней — День Шахтера, День Рыбака, День Букваря, и всяче ски поощрялись уже существующие негосударственные праздники, например, 1-е сентября. Наряду с «календарными» праздниками с поздних 1950-х гг. появляется и множество новых «обрядов», оформляющих, например, «день первой получки», «торжественное вручение паспорта», «наречение имени ребенку». И «праздники», и «обряды» описывались в обширной нормативной литературе, посвященной так называемым «новым советским традициям»