Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум » №19, 2013
Михаил Михайлович Соколов
Европейский университет в Санкт-Петербурге
sokolovmikhail@yandex.ru
Кирилл Дмитриевич Титаев
Европейский университет в Санкт-Петербурге /
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики», Санкт-Петербург
ktitaev@eu.spb.ru
Академическая коммуникация как разговор
Академическая коммуникация традиционно уподобляется беседе. Обычно эту беседу представляют себе как встречу разделенных временем и пространством умов, неспешно дарящих друг другу радость познания. Иконоборцы от социальных исследований науки получали особое удовольствие, демонстрируя, что эта привлекательная картина насквозь фальшива. В реальности ученые судорожно заканчивают свои реплики в этом разговоре — статьи и книги — в ночь перед отправкой в печать, а журналы и полки новых поступлений в библиотеках проглядывают с ревнивым страхом обнаружить, что кто-то сказал все то же самое раньше них или что ими недополучены причитающиеся ссылки (например, [Traweek 1988]).
Сравнение с разговором, однако, можно проводить и ради иных коннотаций, которые оно подразумевает, и мы последуем именно этим путем. Мы будем опираться на социологический анализ речевой коммуникации, в особенности в традиции Гоффмана [Goffman 1963; 1981] и Сакса [Sacks 1992], учащей нас, что всякий разговор должен пониматься как нетривиальное социальное достижение.