Журнальный клуб Интелрос » Биоэтика и гуманитарная экспертиза » №5, 2011
Проблема повышения эффективности обучения, в первую очередь школьного, является чрезвычайно актуальной и широко обсуждаемой как в СМИ, так и в научной среде. Не является секретом также тот факт, что с завершением обучения в школе или в вузе современный человек не может переставать учиться и пополнять свои знания и приобретать новые навыки. В связи с этим перед педагогами и психологами-методистами стоит важнейшая задача постоянно совершенствовать методики обучения, чтобы процесс обучения был не тяжелой обязанностью ради достижения какогото результата, а радостным и вдохновляющим событием, ценным само по себе. Вряд ли мы встретим много возражений против тезиса, что воспитание и обучение не должно быть основано на наказаниях (или только лишь наказаниях), т. к. множество современных людей сознательно разделяет ценности гуманистической психологии и философии, и теория позитивного подкрепления, о которой пойдет речь ниже, интуитивно кажется всем знакомой. Обучение должно быть мотивированным, и желательно, чтобы мотивация была позитивной, т. е. желательно преобладание мотивации «к», а не мотивации «от» – все это как будто тоже не нуждается в специальных доказательствах. Тем не менее мы наблюдаем безрадостную в целом картину – обучение (чему бы то ни было) редко бывает легким и радостным, и желания что-то изучить зачастую хватает лишь на первое время, потом мотивация куда-то уходит и наступает утомление, скука и стойкое торможение, преодолеть которое способны лишь люди с железной силой воли. Бытует убеждение, что для того, чтобы обучиться чему бы то ни было, нужно преодолевать сложности, и трудно должно быть непременно. Разумеется, в итоге с таким общепринятым убеждением все так и выходит. Даже те редкие случаи, когда обучение оказалось удачным, это воспринимается либо как исключение из правил, либо как проявление выдающихся способностей.