Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №6, 2012

Юрий Подпоренко
«И голос Бога слушает душа...»

“И голос Бога слушает душа…”

С Рыгором Ситницей — графиком и живописцем, членом Белорусской академии изящных искусств, заместителем председателя Союза художников Бело-
руссии — мне довелось познакомиться осенью 2008 года, когда в одном из залов Центрального дома художника в Москве проходила его персональная выставка “Гаспода. Субъективная реальность”, организованная Международной конфедерацией союзов художников.

И сразу же возникло чувство особой доверительной близости. Строй личности этого человека, его творческая многомерность притягивали как магнит. О том, что Ситница, представленный на той юбилейной, посвященной пятидесятилетию автора выставке несколькими десятками графических листов, еще и поэт, стало ясно исподволь, но вполне внятно. Дело в том, что близость, историческая общность белорусской и русской культур порождает особого рода языковую игру — слова, близкие по звучанию, далеко не всегда оказываются идентичными по смыслу. Вот и тогда выяснилось, что “гаспода” это совсем не то же самое, что “господа”, то есть и то же, и намного шире. Сам автор объясняет так: “Это старинное белорусское слово, взятое из творчества Янки Купалы и Якуба Коласа, обозначает место, где живет человек со своей семьей и Господом Богом. В этом слове слышатся слова “гаспадарка” и “Господь”. Гасподой можно назвать государство, где нация беспокоится о своем благосостоянии, в гармонии с собой, миром и Господом. Гасподой можно назвать Землю, когда люди заботятся о сохранении своей планеты. Гасподой можно назвать космос, где живет Бог”.

Художник — поэт, поэт — художник… А еще и музыкант… Он и сейчас в ситуации застолья увлеченно поет задушевные белорусские песни. Откуда такая полифоничность? Механизм формирования личности по-прежнему остается загадкой, но какой-то свет проливают обстоятельства жизни — первым учебным заведением Рыгора Ситницы стала Республиканская школа в г. Минске, которую он окончил по музыке и изобразительному искусству. И с тех пор, хотя основной жизненный акцент пришелся на работу с изображениями, Слово и Образ в его творчестве не соперничают, а дополняют друг друга.

Поэтому вполне закономерным воспринимается тот факт, что вместе с профессиональными литераторами художник Рыгор Ситница стал лауреатом премии “Залаты апостраф” (Золотой апостроф) журнала “Дзеяслоў” (Глагол) за 2006 год в номинации “Поэзия” за подборку стихотворений “І голас Бога слухае душа”,

Музы живописи, графики и поэзии в творчестве Ситницы пристально всматриваются друг в друга, делая его графические листы поэтичными, а стихи — предметно изобразительными. Будучи вполне традиционным и по поэтическому, и по художническому языку, Ситница, объединяя эти два начала, вступает на территорию, занимаемую в последние десятилетия искусством, обозначаемым как современное или актуальное. С той, правда, существенной поправкой, что вербальный ряд художника-поэта заметно шире и самостоятельней комментариев актуальщиков, а его графические листы (все — цветной карандаш) настолько художественно самодостаточны, что, по сути, не требуют никаких пояснений.

“Героями” графических листов Ситницы становятся вещи обыденные и непритязательные — длинные, плетеные вязанки лука, гора собранного и также заготовленного впрок картофеля, сильно тронутые временем торцы бревен, кукурузные початки на плетеном блюде… И — во множестве — заборы, не массивные, отъединяющие, а прозрачные штакетники, словно для того и создаваемые человеком, чтобы не перекрывать, а только обозначать пространства. И еще чтобы зрители могли завораживаться, вслед за автором, игрой света и тени, особенно выразительной, если она, тень от штакетников, падает на снег. Фрагментарность работ опять-таки не дань современной моде, а “выхваченность” условного кадра, когда художник субъективирует реальность не самоцельно, а лишь для того, чтобы активизировать, сделать более напряженным и требовательным зрительский взгляд. И еще фрагментарные листы Ситницы — это крупные планы, “наезды” внутреннего художнического “объектива” на вечное. На то, что не подлежит стандартному музейно-пиететному сохранению, а по-прежнему живо и делится со зрителями флюидами своего пульсирующего сквозь эпохи естества.

А художник Рыгор Ситница совсем недавно был принят в члены Белорусского союза писателей. Содружество муз плодотворно развивается…

Юрий Подпоренко,

искусствовед

 

 

Рыгор Семенович Ситница

Родился 1 января 1958 года в деревне Куритичи Петриковского района Гомельской области, Беларусь.

В 1976 году окончил Республиканскую школу по музыке и изобразительному искусству в г. Минске.

С 1980 года — постоянный участник многочисленных республиканских, зарубежных и международных выставок, аукционов, художественных и литературных конкурсов, фестивалей.

В 1982 году окончил отделение графики Белорусского театрально-художественного института.

С 1983 года преподавал в Белорусском республиканском колледже искусств и Белорусской академии искусств.

С 1985 года — член Белорусского союза художников.

С 2001 года постоянно выступает в белорусской и зарубежной печати как поэт, прозаик и публицист. Лауреат литературных премий “Полымя-2001” и “Залаты апостраф”.

С 2007 года — первый заместитель председателя Белорусского союза художников.

С 2012 года — член Союза белорусских писателей.

Произведения художника находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Художественном фонде Белорусского союза художников, Музее современного изобразительного искусства г. Минска, Государственном литературном музее М.Богдановича, Государственном литературном музее Янки Купалы, Государственном музее истории Великой Отечественной войны, Государственном художественном музее им. П.Масленикова в г. Могилеве, Государственном историко-культурном заповеднике “Заславль”, Музее белорусской культуры в Гайновке (Польша), муниципальном художественном центре в г. Бельско-Бяла (Польша), муниципальном центре культуры в г. Дуброва-Белостоцка (Польша), галерее Франца Салеса Гриля (Германия), художественном собрании Министерства морской торговли Греции, художественном собрании монастыря св. Георгия на острове Касос (Греция), художественном собрании Союза писателей Литвы, художественном собрании церкви святых Петра и Павла в г. Минске, частных собраниях многочисленных стран мира.



Другие статьи автора: Подпоренко Юрий

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба