Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №1, 2013

Юрий Подпоренко
Живопись как потребность души

Масут Махмудович Фаткулин известен, прежде всего, как крупный деятель культуры. И это естественно, ведь он стоял у истоков Международной конфедерации союзов художников, ставшей в 1992 году правопреемницей Союза художников СССР, и вот уже более двадцати лет является председателем исполкома этой организации. Его заслуги в этой должности многочисленны и разнообразны. Фактически благодаря упорству и настойчивости Фаткулина в годы беспрецедентного социально-политического слома удалось сохранить, несколько видоизменив, структуру и механизм взаимодействия сложнейшей творческой организации, обретшей статус международной. Опыт минувших двадцати лет оказался чрезвычайно важным потому, что выявил и востребовал людей, сочетающих в себе соответствующие навыки и высокий авторитет в профессиональной сфере с уникальной способностью трезво оценивать возникающие, по сути, беспрецедентные проблемные ситуации и находить способы их успешного разрешения. В искусстве, где творческие союзы не только защищали и поддерживали художников, но и надзирали за ними, функции организаторов, тех, кого за рубежом именовали менеджерами, продюсерами, были размазаны между контролирующими органами, но, как правило, не принадлежали руководителям самих союзов. Для них эта должность обычно кроме почета и привилегий ничего с собой не несла.

Масут Фаткулин, оказавшись во главе организации, на первых порах совершенно эфемерной и не очень-то признаваемой новой российской властью, прилагал невероятные усилия, чтобы сделать Конфедерацию реальной и эффективно действующей. Он настолько углубился в эту новую ситуацию, что о своей основной профессии художника, успешно работая в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, вынужден был на какое-то время забыть, хотя, конечно же, привез с собой из Ферганы, где проработал почти двадцать лет, привычные, “родные” кисти.

Каждый пишущий — и слова, и на холсте, каждый играющий, танцующий и вообще творческий человек знает, как важно, чтобы твое ремесло и мастерство сохраняли и охраняли тебя в профессии. В постоянном подтверждении профессионализма перед собой и другими и есть основа существования художника – существа, зависимого от мира и творящего свой, пусть и крошечный, уголок мироздания. Фаткулин, сохраняя среду обитания — физическую и духовную — для собратьев по творческому цеху, сам постепенно отдалялся от непосредственного соучастия в профессии живописца.

Вернуться помог случай. Готовясь к своему шестидесятилетию, Масут Махмудович решил собрать выставку своих работ, большая часть которых оставалась в Узбекистане.

Особенно время не пощадило автопортрет — красочный слой оказался заметно поврежден. И автор взялся за восстановление холста сам, не доверив работу реставратору. Работа над этим полотном продолжилась и после персональной выставки, которая стала дополнительным стимулом для возвращения к творческой работе. Ему самому важна и нужна была реакция коллег по цеху, в которой отчетливо прочитывалось признание того, что он свой, художник.

Сейчас этот холст, последний мазок на который живописец нанес совсем недавно, конечно, отличается от первоначального – нынешний взгляд на себя в прошлом обогащен огромным жизненным опытом. Но работа над этим полотном оказалась тем необходимым мостком, который позволил мастеру полноценно вернуться к мольберту, взяться за осуществление новых замыслов. Пройдет, думаю, совсем немного времени, и зрители смогут увидеть новые работы живописца Масута Фаткулина.

Делегаты состоявшегося в конце декабря 2012 года IX Конгресса МКСХ вновь избрали Масута Махмудовича Фаткулина Председателем исполкома. Стабильная и успешная деятельность Конфедерации позволит ее руководителю заниматься и непосредственно творческой работой живописца.



Другие статьи автора: Подпоренко Юрий

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба