Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №1, 2015
Рубрику ведёт Лев АННИНСКИЙ
Выбирают не Родину — выбирают судьбу.
Владимир Ермаков
Владимир Ермаков — ярчайший публицист, живущий в Орле и подтверждающий своим талантом славу родного города как третьей (после Москвы и Питера) литературной столицы России, — издал в трех томах под общим названием «Осадок дня» «своемерные заметки на полях календаря». Меченые концом 2012 года названы так: «Пейзаж после империи».
Пейзаж такой:
«История как кукушка подбрасывала в гнездо российской державности малые нации и кочевые народы, чтобы двуглавый орел в роли наседки мог высиживать их латентную государственность. Финляндия, Латвия, Эстония, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан… Отдельную особую украинскую историю трудно выкроить из общей для многих народов тысячелетней хроники русского мира».
Орел в роли наседки — не менее классно, чем история в роли кукушки. Тем более, что кукушка неугомонна: в свое время подбросила славян в ордынское гнездо, где они вызревали до Куликова часа. Это важно — для ясности общей картины птичьего двора, вне которой не понять ни одной частной судьбы.
Заметки Ермакова посвящены, собственно, российско-украинской «драме разрыва».
Особенно интересны они, эти заметки, потому, что в течение года, прошедшего после их завершения, драма продолжилась — многодневным стоянием незалежных украинцев на киевском Майдане с требованием к России тотчас отпустить их в Европу. И стояние это вроде бы продолжится.
Осмысливая разрыв, Ермаков ищет базисных причин его:
«Если русская идея, одержимая всеединством, страдает всеядностью и задыхается от избытка чувств, то украинская идея, удрученная подозрением, страдает нетерпимостью и сжимается в сердечный спазм».
Руки так и чешутся откомментировать это суждение.
Да, русская идея — переполнена и задыхается от переполненности. Потому что вбирает в себя энергетику племен, вокруг Руси сплотившихся. В том числе (и в решающей части) энергетику украинцев, вложивших в строительство общероссийского государства свое достояние, от Киевской Руси вынесенное.
Да, украинская идея уязвлена — ощущением обделенности. Потому что накопленное за полтысячелетия — отдано, принесено на общерусский алтарь, ушло под общероссийские знамена.
Ермаков особенно чутко реагирует на те географические «углы карты», где вклады стыкуются и пересекаются. Например, на стык казачьей и украинской вольниц. Этот стык особенно чувствителен для меня по биографическим причинам: мой отец вырос на Дону, мать — на Украине. Москва их спасла от погромов революционной эпохи, я — спасеныш.
Казачество возникает — на стыке державных амбиций: например, Польши, России и Турции в смутные времена, оно оживает каждый раз, когда начинается очередной передел владений, и казаков выбрасывает исторический вихрь: не землю выбирают они, не территорию, не родину, а выбирают — судьбу. Что кому досталось и кто с чем останется.
В двадцатом веке стык опять полосует народы: кто с кем сталкивается и кто буфер…
«Родовая травма украинской государственности — кесарево сечение гражданской войны. Именно на этом сыграл Гитлер, используя западно-украинских сепаратистов в войне против СССР».
За эту «игру» в 1942 году жизнью расплатился мой отец, красный казак, ставший советским политруком.
Сегодня — очередной стык-расстык? И очередная родовая схватка: сотни тысяч «западенцев» едут в Киев, днюют и ночуют на Майдане: хотят в Европу, и немедленно. Подальше от Москвы.
Я рискну поделиться нелегкими мыслями по поводу этих событий. Я спрашиваю: сколько людей можно мобилизовать на такое стояние (да еще и доставить из Львова и других центров Западной Украины), если люди этого не очень хотят? Даже если западные кошельки не потщатся оплатить это стояние, а западные дипломаты не поленятся приехать в Киев, чтобы на Майдане речами вдохновлять протестантов? Как ни тужься — ничего не получится, если сама почва, само население, сам народ не обнаружат желания перечислиться в Европу. И формально, и реально.
Кажется, у массы западноукраинского населения это желание есть.
Чем это объяснить: древней ли памятью о средневековых связях, или сравнительно недавними ощущениями австро-венгерского имперского ошейника (куда менее жесткого, чем социалистические объятия главных участников двух мировых войн), о причинах пусть подумают историки. Я сейчас думаю о следствиях: если население хочет, — придется отдать. И эту территорию, и это население.
Грустно ли мне от этого? Да, грустно. Горечь при расставании естественна. Ее несколько смягчает мысль о том, что совершается неизбежное.
Чего жаль? Земли? Правобережья Днепра? Но если границы перестанут быть «на замке», то и земли перестанут быть предмостьями или убежищами.
Людей жаль терять? Ну, если так хотят — пусть уходят. В Европу так в Европу. Да и психологически трудно жить вместе с братьями, когда они могут в критический момент переметнуться, изменить, ударить с тыла… на чем и сыграл Гитлер, дав шанс сыграть Власову. Не надо ждать такого критического часа.
Но выбор уходящих — такая же законная акция, как выбор тех, кто остается. И никто не вправе вырывать остающихся из общероссийского мира! А народ южной и восточной Украины явно хочет оставаться с нами!
Раздрай, развод, раздел?.. Как все это практически осуществится — пока не очень ясно. Никакого насильственного обрусения остающихся не будет — Россия, в отличие от иных «плавильных котлов» (и Европы, и особенно Америки) исторически придерживается концепции «многожильного провода» (Ермаков предпочитает другую метафору: скрученные вместе нити). В общероссийском союзе украинцы Донбасса останутся украинцами. Даже те из них, что решат рвануть к Тихому океану. Простор!
Великий простор:
«Другие народы Европы сжаты в нации географической теснотой и спрессованы в этносы давлением событий — российский суперэтнос вызван к историческому бытию великим простором».
Какими будут формы связи народов, объединившихся на этом «просторе», покажет будущее. Федерализми открытые границы — пожалуй, лучший вариант.
А если границы по-прежнему будут бредить о замках и запорах? Если грядет не система интеграции, а хаос дезынтеграции (сейчас Ермаков в негодовании перейдет с привычной красивой русской речи на интеллектуальный волапюк), тогда «экстремалы получат преимущество перед эмпириками».
И что тогда?
Я как неисправимый эмпирик вижу такую картину. Неизбежное свершается. Гуси устремляются в Европу спасать Рим… а может, Париж, Берлин и Лондон? Нет, сначала Брюссель…
А наш орелик в четыре глаза двух своих голов озирает горы и долы Евразийского Простора. Он не выбирает. Его выбор уже сделан историей.
И мы не землю выбираем. Не территорию. И даже не родину. Мы выбираем судьбу. А она нас.
«Наша судьба — или вместе выстоять, сохраняя исторические ценности и охраняя национальные интересы, или порознь отдать простор от Волги до Дуная новым кочевникам без роду и племени».
Самая тревожная из всех возможных ситуаций — если эти «кочевники» в качестве признаков рода и племени подхватят и присвоят наши имена.
Вот это будет задача, о которой нынешние птенцы вроде бы и не задумываются.
А если придется?