Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №1, 2017
Писатель и читатель в мире, потерявшем будущее
Литературные итоги 2016 года
Мы предложили участникам заочного «круглого стола» три вопроса для обсуждения:
1. Каковы для вас главные события (в смысле — тексты, любых жанров и объемов) и тенденции 2016 года?
2. Удалось ли прочитать кого-то из писателей «ближнего» зарубежья?
3. Наиболее интересные книги и новые тенденции в жанре нонфикшн.
__________________
Александр Евсюков, прозаик (г.Москва)
1. Мой читательский год прошел без глобальных прорывов. Мне пока не встретились свежие произведения (особенно крупной формы), которые должны были бы непременно попасть в первый ряд большой русской литературы. Но интересных писателей достаточно много.
Например, недавно я открыл для себя замечательные рассказы моего сверстника Юрия Лунина.
Современная «северная проза» представляется мне очень значимым явлением: это и Дмитрий Новиков, который как будто укрощает мощную стихию точным и ярким стилем; и Александр Бушковский, предельно лаконично и сконцентрированно вводящий нас в самую суть жизненных драм; и Владимир Софиенко, органично превнесший в северный быт воспоминания о родном Казахстане, а в реализм — элементы фантастики; и Александр Киров, автор, который сквозь настоящие боль и жестокость проносит читателю свет; и Сергей Пупышев, все более мастерски работающий с сюжетами из своей богатейшей биографии; и Яна Жемойтелите, чьи герои и героини, оказываясь в разных эпохах, находятся в поиске искренности и любви.
Отдельно отмечу прозу, кровно связанную с событиями войны на Донбассе, постепенный переход от публицистики к более глубокому художественному постижению событий. Например, совсем недавно вышел сборник Бориса Евсеева «Казненный колокол».
Что касается жанровых векторов, то я вижу сочетание двух встречных взаимодополняющих тенденций: постепенное, трудное, но неизбежное возвращение рассказа на книжный рынок и написание больших романов с широким охватом или с серьезной претензией на такой охват. Также порадовал факт вручения основной премии «Ясная Поляна» двум повестям, а не роману, как многими ожидалось.
Главный отрицательный вектор — продолжение сокращения тиражей и повышение цен на бумажные книги. Такая «оптимизация» никак не способствует росту интереса к чтению литературы.
2. Здесь круг чтения во многом обусловлен личным общением. Отмечу Вику Чембарцеву из Молдавии с новыми главами книги «Армения. Письма с ковчега»; Илью Одегова из Казахстана с книгой «Тимур и его лето» и публикациями в толстых журналах; Артема Ляховича из Украины с повестью «Черти лысые», совсем недавно принесшей автору лауреатство на «Книгуру»; а также стихи Ивана Волосюка из Донбасса.
3. Мне сложно уверенно говорить о тенденциях: во-первых, не вполне четко очерчены границы этого «жанра», во-вторых, серьезные тенденции если уж проявляются, то обычно на продолжительное время.
Очевидно одно — читатели больше доверяют документальным или близким к документальности историям, чувствуют в них опору по сравнению с некачественным вымыслом. При этом только полнокровные художественные произвения способны по-настоящему объяснить, приблизить к пониманию мира вокруг и внутри нас. Кроме того, не стоит забывать — настоящая художественная проза почти всегда работает медленнее, зато всегда ныряет глубже.
Теперь о самых интересных и необычных книгах данного жанра. Проект «Народная книга» издательства АСТ, собраший по нескольку десятков авторов «из народа» под обложкой каждого тома — это вроде бы не совсем литература, но, безусловно, хорошая встряска для нее. Опыт Дмитрия Данилова «Есть вещи поважнее футбола» поначалу кажется банальным и раздражающим, а потом вдруг завораживает и уже не отпускает. И конечно, победитель почти всех возможных премий — документальный роман Леонида Юзефовича «Зимняя дорога».