Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №1, 2017

Александр ЕВСЮКОВ
«НАСТОЯЩАЯ ПРОЗА РАБОТАЕТ МЕДЛЕННЕЕ, ЗАТО НЫРЯЕТ ГЛУБЖЕ»

Писатель и читатель в мире, потерявшем будущее

Литературные итоги 2016 года

 

Мы предложили участникам заочного «круглого стола» три вопроса для обсуждения:

1. Каковы для вас главные события (в смысле — тексты, любых жанров и объемов) и тенденции 2016 года?

2. Удалось ли прочитать кого-то из писателей «ближнего» зарубежья?

3. Наиболее интересные книги и новые тенденции в жанре нонфикшн.

 

__________________

Александр Евсюковпрозаик (госква)

 

 

 

1. Мой читательский год прошел без глобальных прорывов. Мне пока не встретились свежие произведения (особенно крупной формы), которые должны были бы непременно попасть в первый ряд большой русской литературы. Но интересных писателей достаточно много.

Например, недавно я открыл для себя замечательные рассказы моего сверстника Юрия Лунина.

Современная «северная проза» представляется мне очень значимым явлением: это и Дмитрий Новиков, который как будто укрощает мощную стихию точным и ярким стилем; и Александр Бушковский, предельно лаконично и сконцентрированно вводящий нас в самую суть жизненных драм; и Владимир Софиенко, органично превнесший в северный быт воспоминания о родном Казахстане, а в реализм — элементы фантастики; и Александр Киров, автор, который сквозь настоящие боль и жестокость проносит читателю свет; и Сергей Пупышев, все более мастерски работающий с сюжетами из своей богатейшей биографии; и Яна Жемойтелите, чьи герои и героини, оказываясь в разных эпохах, находятся в поиске искренности и любви.

Отдельно отмечу прозу, кровно связанную с событиями войны на Донбассе, постепенный переход от публицистики к более глубокому художественному постижению событий. Например, совсем недавно вышел сборник Бориса Евсеева «Казненный колокол».

Что касается жанровых векторов, то я вижу сочетание двух встречных взаимодополняющих тенденций: постепенное, трудное, но неизбежное возвращение рассказа на книжный рынок и написание больших романов с широким охватом или с серьезной претензией на такой охват. Также порадовал факт вручения основной премии «Ясная Поляна» двум повестям, а не роману, как многими ожидалось.

Главный отрицательный вектор — продолжение сокращения тиражей и повышение цен на бумажные книги. Такая «оптимизация» никак не способствует росту интереса к чтению литературы.

2. Здесь круг чтения во многом обусловлен личным общением. Отмечу Вику Чембарцеву из Молдавии с новыми главами книги «Армения. Письма с ковчега»; Илью Одегова из Казахстана с книгой «Тимур и его лето» и публикациями в толстых журналах; Артема Ляховича из Украины с повестью «Черти лысые», совсем недавно принесшей автору лауреатство на «Книгуру»; а также стихи Ивана Волосюка из Донбасса.

3. Мне сложно уверенно говорить о тенденциях: во-первых, не вполне четко очерчены границы этого «жанра», во-вторых, серьезные тенденции если уж проявляются, то обычно на продолжительное время.

Очевидно одно — читатели больше доверяют документальным или близким к документальности историям, чувствуют в них опору по сравнению с некачественным вымыслом. При этом только полнокровные художественные произвения способны по-настоящему объяснить, приблизить к пониманию мира вокруг и внутри нас. Кроме того, не стоит забывать — настоящая художественная проза почти всегда работает медленнее, зато всегда ныряет глубже.

Теперь о самых интересных и необычных книгах данного жанра. Проект «Народная книга» издательства АСТ, собраший по нескольку десятков авторов «из народа» под обложкой каждого тома — это вроде бы не совсем литература, но, безусловно, хорошая встряска для нее. Опыт Дмитрия Данилова «Есть вещи поважнее футбола» поначалу кажется банальным и раздражающим, а потом вдруг завораживает и уже не отпускает. И конечно, победитель почти всех возможных премий — документальный роман Леонида Юзефовича «Зимняя дорога».



Другие статьи автора: ЕВСЮКОВ Александр

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба