Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №1, 2017
Писатель и читатель в мире, потерявшем будущее
Литературные итоги 2016 года
Мы предложили участникам заочного «круглого стола» три вопроса для обсуждения:
1. Каковы для вас главные события (в смысле — тексты, любых жанров и объемов) и тенденции 2016 года?
2. Удалось ли прочитать кого-то из писателей «ближнего» зарубежья?
3. Наиболее интересные книги и новые тенденции в жанре нонфикшн.
__________________
Алёна Каримова, поэт, переводчик (г.Казань)
1. Вы знаете, книги я читаю небыстро, поэтому, может быть, получается с небольшим сдвигом. Например, книга Сергея Чупринина «Вот жизнь моя. Фейсбучный роман», вышедшая в 2015 году, стала для меня событием 2016-го. Или книга Леонида Юзефовича «Зимняя дорога». Нам в этом году на Конгрессе переводчиков в Москве сделали царский подарок — раздали участникам флешки с текстами современных авторов — я их читаю потихоньку. После совсем недавного получения Петром Алешковским Русского Букера за роман «Крепость» — начала читать этот роман тоже, и пока нравится.
А вообще я, конечно, больше читаю поэзию, и тут трудно сказать, какое событие — ведь это, в основном, подборки в журналах. Вот читаю и перечитываю книгу Олега Чухонцева «Выходящее из... уходящее за...» (издательство ОГИ) — это какой-то новый Чухонцев, другой, но не менее прекрасный. Для меня это событие.
Так уж получилось, поскольку я принимаю участие в Программе поддержки национальных литератур народов России, то довольно много в этом году читаю национальных писателей. Там встречается разное интересное. Кстати, вот вы спросили о тенденциях, и могу сказать, что в последние пару лет, а может и раньше, появилась явная тенденция — интерес к этническому компоненту. Я думаю, и удивительный успех дебютного романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» в прошлом году был связан в первую очередь с этим. Замечательная появилась книжка Ирины Богатыревой«Кадын», совсем «свежая».
Детская литература в последнее время радует. Анастасия Строкина — ее книга «Кит плывет на север». Мне кажется, так сказать, в этом сегменте литпроцесса, вообще стало как-то повеселее, появились новые интересные авторы.
2. Стихи авторов «ближнего» зарубежья читаю регулярно, и их довольно много. А прозу… Так сразу не вспоминается даже... Сухбат Афлатуни. Начинала читать его «Поклонение волхвов» очень давно, в журнале «Октябрь», если не ошибаюсь, а недавно собралась и прочла роман целиком. Очень понравилось. Я вообще люблю прозу такого рода.
3. Я уже упоминала книги Сергея Чупринина и Леонида Юзефовича. Специально за нон-фикшн не слежу, поэтому про тенденции мне говорить сложно. На днях прочла в ФБ пост одного посетителя Книжной ярмарки «Non fiction» этого года, и его вывод абсолютно совпал с моими собственными наблюдениями: смотришь на обложки и названия книг, и такое ощущение, что авторы (и издатели) начинают все больше и больше уходить в детализацию, в какие-то сугубо частные вещи — вот не просто история жизни N, а история его недельного пребывания в городе Z с подробным описанием соответствующего географического и психологического ландшафтов. Вот не просто письма A к B, а те, в которых обсуждается С… Все это, безусловно, кому-то интересно, но мне трудно представить, чтобы это привлекло внимание широкой читательской публики. От многих людей, особенно старшего поколения, можно услышать: «Я люблю мемуары, мне интересен нонфикшн, художественная литература — меньше». Но это, мне кажется, связано с возрастом тоже, со складом характера. Мне пока гораздо интереснее читать именно художественную литературу, причем ту, где есть сюжет, где есть история.