ЗакрытьClose

Вступайте в Журнальный клуб! Каждый день - новый журнал!

Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №11, 2016

Андрей ЖВАЛЕВСКИЙ Евгения ПАСТЕРНАК
образ чацкого скачать бесплатно
Просмотров: 327

Пьеса

 

 

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

З и н а и д а  П а в л о в н а — опытный педагог, уже пенсионного возраста, но еще крепка и авторитарна.

Д е в я т и к л а с с н и к и:

Д ж о р д ж  М а л и н о в — новенький, приехал из Москвы. 

Л и з а  Н и к и т и н а — староста, дочка Зинаиды Павловны. 

Б о г д а н  К о л е с н и к о в — старательный, но звезд с неба не хватает.

В л а д  Н и к и ф о р о в — простой парень из рабочей семьи, грубоватый, недалекий.

И р и ш к а — выглядит простоватой, но на самом деле далеко не глупенькая.

О д н о к л а с с н и к и.

Д и р е к т о р.

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

 

На сцене — доска и несколько парт, а также фон стандартного кабинета литературы: портреты классиков на стене, шкафы с книгами. Звенит звонок. На авансцену выходит  З и н а и д а  П а в л о в н а  и строго смотрит в зал. В зале встают актеры-«д е в я т и к л а с с н и к и».

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. А для остальных, что, появление учителя не повод встать?!

 

Зинаида Павловна дожидается, пока поднимутся зрители, милостиво кивает.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Садитесь.

 

Актеры поднимаются на сцену, занимают свои места за партами. Зинаида Павловна неодобрительно смотрит на И р и ш к у, которая слишком ярко накрашена.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Ира! Опять слишком много косметики!

 

Иришка не реагирует, она с интересом рассматривает Д ж о р д ж а, который плюхается рядом с Н и к и ф о р о в ы м. Никифоров демонстративно разваливается на стуле, заставляя Джорджа потесниться. 

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Дорогие ребята! У нас в классе появился новый ученик. Его зовут Джордж Малинов.

НИКИФОРОВ. Жорик-мажорик!

 

Девятиклассники хихикают.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Дети! Тихо! В конце концов, Джордж не виноват. Поднимись, Джордж, пожалуйста.

 

Джордж нехотя поднимается. Девчонки под партами тычут в смартфоны. Прожектор выхватывает учеников — и на экране, который висит над сценой, показывается, что происходит на смартфоне у подсвеченного ученика. 

Первым прожектор выхватывает Джорджа, на экране появляется переписка «Джордж» — «Бьюти Натали». Натали: «Как ты там, милый? У меня скучашки!!!!!!» — Джордж: «Кругом тупизм…» — Натали: «А ты с кем сидишь?» (лукавый смайлик) — «С быдловатым лохом

Параллельно переписке Зинаида Павловна продолжает говорить. 

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНАДж… Малинов приехал к нам из Москвы, где он учился в знаменитой Гоголевской гимназии! На одни пятерки! Победитель городской олимпиады по литературе…

 

Джордж морщится. Девчонки перешептываются.

 

НИКИФОРОВ. Не жилец…

 

Парни на задней парте хохочут. Джордж игнорирует.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Никифоров! Твое остроумие неуместно! Джордж! Пересядь, пожалуйста, к Лизе!

 

Джордж берет рюкзак, садится к Л и з е, которая бросает на него заинтересованный взгляд, но тут же утыкается в смартфон под партой. 

Параллельно на большом экране появляется строка поиска соцсети. «Найти — Джордж Малинов», а затем — страница Джорджа, на которой вспыхивают запросы в друзья, первая — «Иришка».

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Тема сегодняшнего урока (поворачивается к доске, пишет и параллельно диктует) —«Бессмертная пьеса Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума"». Это произведение…

 

Зинаида Павловна продолжает что-то беззвучно говорить.

На экране — оживленная переписка с Джорджем, который принял все предложения дружбы и теперь отвечает в окошках личных сообщений. Иришка: «Привет! А ты какую группу слушаешь?» — «Моцарта» — «Вау круто!»; Ник: «Смотрел последнего Терминатора? Жесть» — «Отстой»; Пет: «В танки гамаешь?» — «Тупизм»; Иришка: «А на той фотке ты где?» — «Конкретизируйте, плиз

На экране возникает переписка девчонок. Иришка — Мари: «Видала его девушку?» (на экране статус Джорджа:«Встречается с Бьюти Натали», затем страница Бьюти Натали, на которой видна ее фотография — ярко накрашенная блондинка с губами уточкой) — «Фу!» — «Ногти видала?» — «Накладные» — «Уверена?» — «Да пластик походу!» 

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (снова слышна). ознаменовало собой становление нового для русской литературы XIX века, реалистического, художественного стиля. «Горе от ума» было и остается величайшим литературным памятником. 

 

В это время весь класс, в том числе Джордж, поглощен перепиской. 

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (с угрозой). Я так понимаю, величайшее произведение русской классики никому не интересно? Джордж! Ты его уже проходил?

ДЖОРДЖ (не поднимая головы). Читал.

Зинаида Павловна подходит вплотную к парте Джорджа и Лизы, Джордж вынужден оторваться от телефона.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Может быть, поделишься своими впечатлениями с классом?

ДЖОРДЖПрикольненько.

 

Многие одноклассники отрываются от смартфонов, заинтересованно смотрят на Джорджа. На экране в групповом чате появляется надпись: Ник: «Счас огребет!!!!» 

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (язвительно). «Прикольненько»? (Задумчиво.) «Прикольненько»… А скажи, Джордж, в гоголевской гимназии не принято вставать, когда разговариваешь с учителем?

ДЖОРДЖ. Нет.

 

Теперь уже весь класс с интересом смотрит на поединок Джорджа и Зинаиды Павловны. Никифоров хрюкает от смеха.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. А у нас принято.

 

Зинаида Павловна в упор смотрит на Джорджа, тот нехотя поднимается.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. А теперь хотелось бы услышать более развернутую характеристику произведения.

ДЖОРДЖ. Ну, если выжать всю воду с соплями, в сухом остатке — приехал Чацкий, весь из себя понтовый, из-за границы. Девчонка его не дождалась, местные все тупые, он понимает, что пора валить… и валит. Всё!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (снисходительно). Ну что ж… Для твоего возраста такой поверхностный взгляд вполне простителен. Садись!

 

Девчонки хихикают. Джордж набычивается и садится, тут же утыкается в телефон.

На экране в общем чате мелькают сообщения. Ник: «Опустили мажорчика!» — Пет: «Так ему и надо!» — Иришка: «Жалко мальчика!». В личной переписке Лиза пишет Джорджу: «Не расстраивайся, она со всеми так!» Джордж: «Да мне по барабану!»

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Итак, обратимся к более… квалифицированным источникам. Блестящую и глубокую характеристику «Горя от ума» дал Пушкин. В письме к Бестужеву поэт отмечает самостоятельность и драматургическое новаторство Грибоедова. В комедии «Горе от ума» Пушкин усмотрел «черты истинно комического гения». Восторженно встретили комедию декабристы. Кроме того…

 

Зинаида Павловна снова уходит в «беззвучный режим». Никифоров постепенно засыпает, подперев рукой голову.

Параллельно на экране — переписка Джорджа и Натали. Натали: «А пришли фотки своих одноклассничков. Девчонки интересуются».

Джордж осторожно делает несколько снимков телефоном, тыкает в смартфон.

На экране появляется сообщение Джорджа: «Местная фауна». Друг друга сменяют кадры: Зинаида Павловна (комментарий Натали: «Пиджачок со свалки»), Иришка («Ах-ха-хаА про парикмахерские она слышала?»), Богдан, который получился неожиданно хорошо, он фотогеничен (комментария нет).

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (Снова громко). …В альманахе «Полярная звезда» Бестужев отзывался о «Горе от ума» как о литературном чуде, неслыханном со времени «Недоросля» Фонвизина. (Поучительно.) Видишь, Джордж, у Бестужева словарный запас побогаче твоего! (Издевательски.) «Прикольненько»…

 

Джордж энергично тычет в смартфон, пользуясь тем, что Зинаида Павловна отвернулась от него с видом победительницы.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Александр Андреевич Чацкий — главный и самый яркий образ комедии. Он необыкновенно умен и честен. Он не терпит лжи и несправедливости. Поэтому Александр Андреевич видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине…

 

Параллельно на экране с большой скоростью появляется окно запроса Google «чацкого ругает». Мелькают открываемые и тут же закрываемые окна.

 

ДЖОРДЖ. Ха…

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Джордж? Тебе есть что добавить к характеристике Чацкого? Он… тоже прикольненький?

ДЖОРДЖ (читает с экрана).  «Во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек».

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (ядовито). И кто же автор этой… глубокой характеристики?

ДЖОРДЖ  (показывает экран смартфона Зинаиде Павловне). Пушкин. Александр Сергеевич. Солнце русской поэзии.

 

На большом экране — цитата «…во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек…» с подписью «Из письма Пушкина Вяземскому».

Зинаида Павловна замирает с глупым выражением на лице. Ученики хихикают.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. (всем). Тихо! (Джорджу, раздраженно.) А кто тебе разрешал пользоваться телефоном на уроке?!

 

Зинаида Павловна отнимает телефон, относит его к своему столу, кладет на стол. Все давятся смехом. Джордж сидит, победно скрестив руки на груди.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Антагонистом Чацкого Грибоедов сделал Молчалина. Создавая характер этого персонажа, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали…

 

Зинаида Павловна продолжает беззвучно рассказывать. 

Прожектор выхватывает Б о г д а н а. Он делает вид, что записывает, но на самом деле смотрит на экран смартфона под партой. На большом экране появляется страничка Богдана в соцсети, на ней — запрос от Бьюти Натали. Богдан нажимает на экран телефона. На большом экране — страница Натали, где в статусе указано «В отношениях с Джорджем». Снова страница Богдана — Богдан принимает запрос. На экране идет переписка Богдана и Натали. Натали: «Привет! Чего делаешь?» Богдан: «Туплю на литре». Натали: «А я на биологии. Тоска». Богдан: «А у нас жесть. Новенький училкутроллит». Натали: «Как?» Богдан: «Долго рассказывать».

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (Снова громко).  Молчалин — типичный приспособленец того времени…

ДЖОРДЖ. Почему только «того времени»? Типа сейчас таких нет!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА.  Джордж, в нашей школе, чтобы обратиться к учителю, школьник обязан поднять руку.

 

Джордж преувеличенно старательно складывает руки перед собой, садится идеально ровно, затем показательно, как первоклассник, поднимает руку. Класс хихикает.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Что ты хотел сказать, Джордж?

ДЖОРДЖ.  Да я уже сказал. Молчалиных и сейчас полно!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Вот видишь! В этом и состоит гениальность бессмертных строк Грибоедова, которые пережили века, смену общественных формаций… и так далее. Высочайшую оценку пьесе давал Виссарион Григорьевич Белинский.

 

В это время Джордж наклоняется к Лизе, что-то шепчет ей на ухо, она под партой отдает смартфон Джорджу. Джордж тычет в него, Лиза с интересом смотрит через его плечо.

На большом экране — окно поисковика, в котором появляется запрос «белинский ругал грибоедова», открываются и закрываются окна с результатами поиска. Лиза и Джордж сидят голова к голове, что-то видят на экране смартфона, улыбаются. Богдан это замечает, пишет на телефоне.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Он называл «Горе от ума» образцовым гениальным произведением, сравнивал Грибоедова с Шекспиром…

 

Зинаида Павловна продолжает беззвучно. На экране — переписка Богдана и Натали. Богдан: «О! Кажется, опять чего-то замутит!» Появляется фотография: Джордж и Лиза сидят плечом к плечу. Лиц не видно, но общее впечатление чего-то интимного.

На экране — переписка Джорджа с Натали. Натали: «Эй! А пришли селфи со своим тупым соседом. Чисто поржать!» Несколько сообщений от Натали, одно за другим: «Аллё, ты где?», «Ответь!», «Так что, пришлешь?!», «Ау!». 

Джордж тем временем возвращает Лизе телефон и демонстративно поднимает руку.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Джордж?

ДЖОРДЖ (поднимаясь). Между прочим, Белинский в первой своей рецензии на «Горе от ума» писал (поднимает глаза к потолку, припоминая) «"Горе от ума" — сатира, а не комедия: сатира же не может быть художественным произведением». А Чацкий — «крикун, фразер, идеальный шут».

 

Зинаида Павловна пристально смотрит на Джорджа, который отвечает невинным взглядом. Зинаида Павловна набирает воздух в легкие, чтобы что-то сказать, но в этот момент смартфон Джорджа вибрирует на столе учителя.

На большом экране появляется окно для СМС, в котором возникает сообщение от абонента «Натали»: «Что, трудно ответить?»

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. А телефоны во время урока надо отключать!

 

Зинаида Павловна сердито отключает телефон Джорджа, смотрит на спящего Никифорова.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Никифоров! Не выспался?

НИКИФОРОВ (продирая глаза). Ага. Мы с отцом в гараже вчера…

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. В школе надо работать, а не спать! Так вот…

 

На большом экране — переписка Натали и Джорджа. В ответ на все вопросы Натали появляется сообщение «Пользователь Джордж не в Сети».

 

ДЖОРДЖ. Так что насчет Белинского? «Горе от ума» — это гениальная пьеса или сатира, которая «не может быть художественным произведением»?

 

На экране — переписка Натали и Богдана. Натали: «Да я его знаю! Он в нашем классе учился!» Богдан: «Да ладно!» Экран гаснет.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Ты еще ребенок, Джордж, и многого не понимаешь!

ДЖОРДЖ. Интеллект от возраста не зависит. Вот вам сколько лет?

ЗИНАИДА ПАВЛОВНАПри чем тут мой возраст?

ДЖОРДЖ (едко). Ну, может, и не при чем. Может, вы с детства такая.

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Какая?!

ДЖОРДЖ. Строгая!

 

Никифоров смеется в голос. Зинаида Павловна строго смотрит на него, он старается скрыть смех, но не слишком усердствует.

Параллельно на большом экране появляется окно группового чата, в котором участвуют Богдан, Лиза, Иришка, Никифоров и другие ученики. «Во дает!» — «Сейчас она его уроет!» — «Да нет, новенький ее!» — «Ржака!» — «Все, считай урока нет

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (берет себя в руки). Джордж, я вижу, ты умный, начитанный мальчик… просто сегодня у тебя первый день в новой школе. Ты нервничаешь…

ДЖОРДЖ. Да я спокоен, как удав…

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (перебивает). Ты пока сядь, на следующих уроках литературы…

ДЖОРДЖ (перебивает). Да не пойду я на следующие уроки! Смысл?

 

На экране — часто мелькают сообщения: «Новенький жжот» — «Как он ее!» — «Я думала, ЗиПа сейчас лопнет! Прости, Лиз!» Лиза: «Да ладно». Иришка: «Лизка, имей в виду, он мой!» 

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Смысл? Без знания русской классики, без погружения в волшебный мир книг Пушкина, Гоголя, Грибоедова невозможно вырасти полноценным человеком!

 

Джордж криво усмехается, хочет что-то сказать, но Зинаида Павловна властным жестом останавливает его.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Погоди! Если бы ты впитал в себя морально-нравственные идеалы, которые заложены в золотой фонд русской словесности, ты бы вел себя совершенно по-другому. Внимательно слушал бы старших, не перебивал. И не выпячивал бы свое мнение!

ДЖОРДЖ. Как Молчалин?

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (сбита с толку). А при чем тут Молчалин?

ДЖОРДЖ. Ну, это же он говорил: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»?

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Нет, Молчалин — это… совсем другое. Я имею в виду, что не стоит дерзить людям старше себя, не стоит возражать им по поводу и без повода…

ДЖОРДЖ. Как Чацкий?

 

Класс давится смехом. На экране жизнь замирает — все внимание учеников приковано к дуэли Джорджа и Зинаиды Павловны. Зинаида Павловна кипит от злости, но берет себя в руки. Постепенно ярость на ее лице сменяется уверенным торжеством.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Вот!

ДЖОРДЖ (чувствуя подвох). Что «вот»?

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Вот в чем разница беглого чтения и углубленного изучения! Ты думаешь, что твой подростковый бунт и великая драма Чацкого — одно и то же? Но это не так! 

 

Зинаида Павловна по-матерински треплет Джорджа по плечу. На экране оживает чат: «Да, ЗиПа крута!», «Жалко мальчика!». Джордж стоит, оцепенев.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (вдохновенно). Вот для чего нужна литература в школе! Чтобы ты смог проанализировать великое произведение и оценить всю его глубину. Возможно, тогда тебе будет не так… «прикольненько». Да ты садись.

 

Джордж спохватывается и садится.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Итак, на чем мы остановились?

НИКИФОРОВ. Что Джорджику не надо выпендриваться!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (строго). Никифоров! (Повествовательно.) Таким образом, Грибоедов сталкивает Чацкого как представителя нового и прогрессивного…

 

Открывается дверь, заглядывает Д е ж у р н ы й.

 

ДЕЖУРНЫЙ. Извините! Зинаида Павловна! Вас директор просил зайти срочно!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Сейчас!

 

Дежурный скрывается за дверью.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Пока меня не будет, задание — прочитать первое действие пьесы «Горе от ума». (С тонкой иронией.) Если будут вопросы — обратитесь к Джорджу. Он у нас эксперт.

 

Никифоров фыркает.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. А ты, Никифоров, лучше бы брал с Джорджа пример. Он, по крайней мере, книжки читает… а не с отцом в гараже не пойми чем занимается!

 

Никифоров насупливается, Зинаида Павловна выходит. Все сразу же расслабляются: Богдан активно переписывается, остальные поворачиваются друг к другу, образуя группки. Джордж сидит с независимым видом. Лиза косится на него. Иришка активно шепчется с подружкой, поглядывая на Джорджа.

 

ЛИЗА (Джорджу). Ты не переживай… 

ДЖОРДЖ (с вызовом). Да никто и не переживает! А эта дура свое еще получит.

 

Лиза испуганно смотрит на Джорджа. 

 

ЛИЗА. Она вообще-то…

 

Ее перебивает подошедшая Иришка, которая садится перед Джорджем на парту, вызывающе покачивая ногой.

 

ИРИШКА. Классно ты ее!

 

Джордж недоверчиво смотрит на Иришку — не подкалывает ли?

 

ИРИШКА (растягивая гласные). Слушааай, сегодня в «Титааане» клевааая вечеринка… (Хлопает глазками.)

ДЖОРДЖ. И что?

ИРИШКА. Там ди-джей из Ма-асквы, и ваабще.

ДЖОРДЖДааа лааадно!

ИРИШКА. Ну, кааароче, идем, лаады?

ДЖОРДЖ.  Да без базара!

 

Иришка уходит.

 

ДЖОРДЖ (в сторону). Заповедник…

ЛИЗА (насмешливо). А ты типа браконьер?

ДЖОРДЖ. Скорее она типа коза.

ЛИЗА. Ну-ну…

ДЖОРДЖ (внимательно глядя на Лизу). То есть она тут дурочку играла?

ЛИЗА. Джордж, к девятому классу такие вещи просекать надо… (Меняя тему.) Ты к нам вообще надолго?

 

Никифоров подходит поближе, слушает разговор.

 

ДЖОРДЖ. Нет. Свалю в Европу при первой возможности.

НИКИФОРОВ. Слушай, мажор, а за что тебя так ублюдочно назвали — Джордж?

ДЖОРДЖ. А у меня британские корни.

 

Входит раздраженная Зинаида Павловна.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (раздраженно). Что это за разброд?!

 

Все расходятся по партам. Зинаида Павловна идет к своему столу.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (сдерживаясь). Значит, так… Нам выпала большая честь участвовать в духовной военно-патриотической игре «Патриот». 

 

Класс недовольно гудит. На экране — комментарии: «Опять у нее что-то выпало», «Опять облажаемся», «Делать им нефиг!».

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Тихо! Общее руководство, как обычно, на Богдане! Лиза! Подготовишь визитку команды. Ира! На тебе — смотр строя и песни. Викторина…

 

Зинаида Павловна обводит притихший класс взглядом.

 

НИКИФОРОВ (издеваясь). Хотите, я займусь?

 

Класс хохочет.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (недовольно). Ты займешься… Джордж! Тебе можно доверить такое ответственное задание?

ДЖОРДЖ.  Нет.

 

Комментарии на экране: «Вторая серия!», «Доставай попкорн!».

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (пораженно). Как — нет?

ДЖОРДЖ. Времени жаль.

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Времени жаль? На любовь к Родине? 

ДЖОРДЖ. Ходить в ногу и петь строевые песни — это не любовь к Родине. Это показуха.

 

Комментарии на экране: «Понеслааась!», смайлики — «тошнит», «убиться об стену».

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. А если война? За Родину погибать — тоже показуха?

ДЖОРДЖ. Война… это другое. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Так ваш любимый Чацкий говорил?

 

Зинаида Павловна лихорадочно соображает, что бы сказать. Комментарии: «Слыште он че реально чацкого читал???», «скачать, что ли?»

 

НИКИФОРОВ. И вообще, он в английской армии служить будет. Он свалить собирается. У него эти… (издевательски)«британские корни»!

ДЖОРДЖ. А при чем тут мои корни? У Лермонтова были в роду шотландцы, у Жуковского — турки, у Пушкина — эфиопы, у Грибоедова поляки, и что?

 

Комментарии: «а жуковский это кто?» — «турок, тебе же сказали!!!!» — «вабчето это такой авиаконструктор типа».

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (спокойно.) Ты совершенно прав.

 

Комментарии на экране замирают.

 

ДЖОРДЖ (в запале). Вот именно!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (мягко). Ты не волнуйся, Джордж. (Кладет руку на плечо Джорджа.) Конечно, твои корни совершенно ни при чем

 

Вспыхивает комментарий: «чё????»

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. То, что тебе наплевать на родную страну, — только твой личный выбор.

 

Джордж растерян.

На экране оживают комментарии: «йессс!», «сделала она мальчика!», «Мочи!».

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. И если ты собираешься уехать — это тоже твой выбор…

 

На экране появляется комментарий Богдана: «Да ладно вам, и так пацана жалко». Ник: «Чего его жалеть?» Богдан: «Да у него батю посадили. И из Москвы они уехали, потому что денег нет». Никифоров читает сообщение на телефоне, меняется в лице.

 

ДЖОРДЖ. Ну, нормально! Когда Чацкий — «Карету мне, карету» — и в Париж — он молодец! А когда я в Лондон — так уже урод и угробище!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Джордж, твоя лексика неуместна. 

 

На экране комментарии. Ник: «Гонишь!» Богдан: «Мне его одноклассница слила».

 

ДЖОРДЖ. Нормальная лексика!

ЛИЗА (Осторожно тянет Джорджа за рукав). Да ладно тебе…

 

Джордж раздраженно вырывает рукав у Лизы. Она быстро что-то пишет на смартфоне.

За это время появляются новые комментарии: «Ни фига себе!» — «А еще что она про него сказала?» — «А понтов-тобыло!». Комментарий Лизы: «Слушайте, хватит уже». 

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Если бы я не знала, что ты учился в такой хорошей гимназии, я бы сказала, что у тебя недостаток культуры…

ДЖОРДЖ. Так скажите!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Я педагог, я не могу себе этого позволить.

ДЖОРДЖ. «Педагог»! «Не могу себе позволить»! Знаю я таких… высококультурных педагогов!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Джордж! Существуют нормы этики…

 

Комментарий Богдана: «А Джордж он потому что мама по Клуни фанатела». — «Гы-гы-гы», «Британский корешок!»

 

ДЖОРДЖ. Какие нормы? У вас одни нормы для нас, а вторые — для себя! Вот вы тут нам Чацкого хвалите, а если бы он сейчас сюда пришел, что бы он вам сказал?

 

Комментарии на экране — Лиза: «Да он-то не виноват, он нормальный!» Богдан: «Ага. Зацените, какой он нормальный».

На экране появляется фотография — Джордж, накрашенный косметикой, одетый в женское платье, гордо сложив руки на груди. Класс давится смехом.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Это демагогия.

ДЖОРДЖ. Он сказал бы: «Что за пургу вы тут несете? Кому? Вы посмотрите на эти лица, вы серьезно думаете, что ваша болтовня про Грибоедова кого-то трогает? Да они или спят, или в телефонах по уши! Им ваша литература — как козе баян!»

 

Джордж гордо складывает руки на груди и становится несколько похож на свое изображение на экране. Все, кроме Лизы и Никифорова, смеются почти в голос.

 

ДЖОРДЖ. Видите? Они же над вами смеются!

 

Одноклассники (кроме Лизы и Никифорова) покатываются со смеху. Зинаида Павловна в ярости не может найти слов.

 

ЛИЗА (вскакивая). Джордж! Хватит!

 

Раздается звонок, все поднимаются, идут к выходу из класса. 

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Куда? Звонок для учителя!

 

Все, кроме Джорджа и Лизы, выходят, не слушая ее. Зинаида Павловна уходит, в ярости хлопая дверью. Лиза провожает ее взглядом. 

 

ДЖОРДЖ (гордо, Лизе). Как я ее?

ЛИЗА (с горечью). Дурак ты…

 

Лиза выходит. Джордж хмыкает, забирает с учительского стола телефон, включает его, идет к выходу, на ходу читая сообщения. На экране над его головой — фото накрашенного Джорджа. Джордж замирает, торжествующая улыбка сползает с его лица.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

 

Д ж о р д ж  прохаживается по авансцене, листая экран смартфона. На экране сверху проносятся страницы чата, который мы видели в первом явлении. Джордж злится, что-то пишет на телефоне. На экране возникает окно переписки с Натали. Джордж: «Зачем ты это сделала?» Пауза. Ответа нет. Джордж снова пишет: «Ты же обещала удалить ту фотку!» Пауза. Джордж пишет. Появляется окно обмена SMS. Джордж: «Ответь!» Пауза. Джордж набирает номер, ходит, слушая длинные гудки. Гудки обрываются. Джордж нажимает на экран смартфона. На большом экране — профиль Натали в соцсети. КРУПНО — ее статус «В активном поиске». Джордж замирает, глядя на экран смартфона.

Выходит Н и к и ф о р о в.

 

НИКИФОРОВ. А, вот ты где? (Смотрит через плечо Джорджа на экран смартфона.) Все бабы — стервы!

 

Джордж торопливо убирает смартфон в карман. Большой экран гаснет.

 

НИКИФОРОВ. Забей!

ДЖОРДЖ. Да мне пофигДура

НИКИФОРОВ. Мужик! 

 

Никифоров достает сигареты, протягивает пачку Джорджу, тот мотает головой.

 

НИКИФОРОВ. Правильно! (Смотрит на пачку.) Я тоже брошу!

 

Никифоров прячет пачку в карман, садится на корточки. Джордж удивленно смотрит на него сверху. Никифоров непринужденно кивает, мол, садись. Джордж садится на корточки рядом с Никифоровым. Никифоров достает из кармана семечки, предлагает Джорджу. Тот, поколебавшись, берет. Весь последующий разговор Никифоров и Джордж лузгаютсемечки, сидя на корточках.

 

НИКИФОРОВ. А у тебя батя по какой статье?

ДЖОРДЖ. Не помню… 

НИКИФОРОВ. Ясно. А на какой зоне?

 

Джордж пожимает плечами.

 

НИКИФОРОВ. Не в Мордовии?

ДЖОРДЖ. Вроде да.

НИКИФОРОВ (радостно). Земеля! У меня братан тоже в Мордовии! ИК-18, около Потьмы. Ты не парься, малявузашлю, присмотрят за твоим папахеном.

ДЖОРДЖ. Спасибо.

 

Некоторое время молча лузгают семечки.

 

НИКИФОРОВ. А на счет той фотки… я этому Богдаше ключицу сломаю!

ДЖОРДЖ. Не надо… Я сам… разберусь.

 

Никифоров критически оценивает физические кондиции Джорджа.

 

НИКИФОРОВНу… сам так сам.

 

Снова неловкая пауза. У Джорджа звякает телефон — пришла SMS. Джордж торопливо достает аппарат, смотрит на экран. На большом экране — пришедшее сообщение: «Остаток на вашем счете 6 рублей 23 коп. Пополните счет!». Никифоров читает сообщение через плечо Джорджа, тот разочарованно убирает телефон в карман.

 

НИКИФОРОВ. А что, бабла реально нет?

ДЖОРДЖ. Да есть!

 

Никифоров достает из кармана пятитысячную купюру, протягивает Джорджу, тот не берет.

 

НИКИФОРОВ. Я не дарю. Отработаешь.

ДЖОРДЖ (возмущенно поднимается). И что делать?! На стреме стоять? Пока вы с батей в гараже наркоту варите? Или что вы там по ночам делаете?

НИКИФОРОВ (мечтательно). Наркоту… Если бы мы наркоту варили, я бы сейчас на Сейшелах кантовался. Не, мы тачки чиним.

ДЖОРДЖ (подозрительно). Угнанные?

НИКИФОРОВ (удивленно). Зачем угнанные? Сломанные. У моего бати руки золотые. Если бы не пил — давно свое СТО отгрохали бы.

 

Джордж растерянно смотрит на Никифорова, снова садится. Никифоров снова протягивает купюру. Джордж смотрит на нее.

 

ДЖОРДЖ. А брат твой за что сидит?

НИКИФОРОВПо пьяни с ментом подрался.

 

Джордж берет деньги.

 

ДЖОРДЖ. Спасибо. Так что делать-то надо будет?

НИКИФОРОВ. Сначала на подхвате. Подержи-подай. Потом будем тебя делу учить потиху(Хлопает Джорджа по плечу.) Ты вроде мужик толковый, не куришь… А с этим делом (щелкает себя по шее, мол, пьешь?) как?

ДЖОРДЖ. Не пью! Совсем.

НИКИФОРОВ. Вообще красава! Мы из тебя человека сделаем! (Воодушевляется.) Батя зашьется, дело раскрутим, ты у нас с клиентами работать будешь, язык у тебя работает! Через пять лет мы весь город чинить будем!

 

Никифорова прерывает появление З и н а и д ы П а в л о в н ы. Она замечает Джорджа и Никифорова, которые сидят на корточках. Джордж порывается встать, но Никифоров задерживает его, положив руку на плечо. Никифоров вызывающе смотрит на Зинаиду Павловну. Зинаида Павловна фыркает, уходит, гордо подняв голову. Никифоров и Джордж поднимаются. 

 

НИКИФОРОВ. Ну, все, от Лизы она тебя точно отсадит.

ДЖОРДЖ. И зашибись… Лиза эта… Лиза-подлиза.

НИКИФОРОВ (обиженно). Да чего подлиза? Она в классе самая нормальная!

ДЖОРДЖ. Я лучше с тобой сидеть буду.

НИКИФОРОВ. Не, ЗиПа нас по углам рассадит… А вот к Лизе, допустим, Иришу, а тебя на ее место.

ДЖОРДЖ (иронично.) Ну, понятно! Столько заботы о любимой ученице!

НИКИФОРОВ. Так дочь все-таки.

ДЖОРДЖ. Кто?

НИКИФОРОВ. Лиза.

ДЖОРДЖ. Чья?

НИКИФОРОВЗиПы.

 

Джордж и Никифоров смотрят друг на друга. Неловкая пауза.

 

ДЖОРДЖ (растерянно). А…

НИКИФОРОВ. Не, правда, Лиза классная. Диктанты для нас тырила. Списать всегда дает. И вообще…

ДЖОРДЖ (лукаво). «Вообще»?

НИКИФОРОВ (смущенно). Ну… нормальная, короче. Без закидонов.

ДЖОРДЖ. И симпатичная?

НИКИФОРОВНу… вроде…

ДЖОРДЖ (невинно.) Так, может, ЗиПа тебя к ней подсадит?

НИКИФОРОВ. (грустно) Не… мне не светит. (Спохватывается.) Да мне пофигу!

ДЖОРДЖ. Оно и видно… (Протягивает руку.) Ладно, давай.

НИКИФОРОВ. Ты куда?

ДЖОРДЖ. Домой.

НИКИФОРОВ. Э! Стопэ

ДЖОРДЖ. Не хочу на этих уродов смотреть.

НИКИФОРОВ. Надо, брателло!

 

Никифоров приобнимает Джорджа за плечо, смотрит в глаза.

 

НИКИФОРОВ. Или ты всю жизнь от них бегать собрался? Они от нас бегать будут, ясно?

 

Джордж с сомнением мотает головой, Никифоров его уводит. На краю сцены Никифоров оборачивается в зал.

 

НИКИФОРОВ. А вы чего посели? Перемены осталось десять минут! В буфет! Антракт!

 

 

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

 

Кабинет географии, на стенах — географические карты, портреты путешественников. Раздается звонок,  о д н о к л а с с н и к и  Джорджа лениво заполняют парты. Входят  Д ж о р д ж  и  Н и к и ф о р о в, Л и з а  смотрит на  Д ж о р д ж а  с сочувствием,  И р и ш к а — с насмешливым интересом, Б о г д а н — презрительно. Никифоров плюхается на последнюю парту.

 

НИКИФОРОВ (Джорджу). Ко мне садись!

 

Джордж неуверенно ставит свою сумку рядом с Никифоровым.

 

НИКИФОРОВ. Не парься! Географичка у нас тихая, ей вообще все по барабану! Так что нас ждет урок на расслабоне.

 

Входит  З и н а и д а  П а в л о в н а.  У Джорджа вытягивается лицо.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Кто не слышал звонка?! Все по местам!

 

Одноклассники рассаживаются.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Вероника Сергеевна заболела, так что у нас снова — литература. Кстати, Джордж! Звонил твой папа, спрашивал, как ты устроился. 

 

Все удивленно смотрят на Джорджа, Джордж замирает с неопределенным выражением лица. Лиза возмущенно смотрит на Зинаиду Павловну.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Я не стала посвящать его во все подробности наших… разногласий, сказала, что все в порядке. Итак, Чацкий и Молчалин…

 

Одноклассники берутся за смартфоны. На большом экране — общий чат. «Ниче не поняла» — «Так он сидит или как?» — «А на зоне мобилу можно иметь?» — «Можно втихаря, я в кино видел».

Лиза поднимает руку.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (Удивленно). Да, Лиза?

ЛИЗА (вставая). Можно выйти?

 

Параллельно Никифоров возмущенно смотрит на Джорджа, который испуганно что-то шепчет ему, разводя руками и пожимая плечами. Никифоров понемногу успокаивается.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНАНу… если тебе так срочно… 

ЛИЗА (с наездом). А вы не могли бы выйти вместе со мной?!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (сухо). Личные проблемы мы будем решать после уроков! 

 

Лиза садится с мрачным видом.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Так вот, мы остановились на противостоянии Чацкого и Молчалина… 

 

Лиза снова тянет руку.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (с угрозой). Ты по теме урока?

ЛИЗА (вставая). Я по теме! (Поворачиваясь к Богдану, глядя на него в упор.) По-моему, этот Молчалин — мерзкий тип! Он распространяет грязные сплетни!

 

Б о г д а н  делает вид, что происходящее его не касается, но все одноклассники рассматривают его с интересом. 

Джордж в это время занят неслышным, но очень активным разговором с Никифоровым.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. А! Ты имеешь в виду слухи о сумасшествии Чацкого?

ЛИЗА (с угрозой, буравя взглядом Богдана). И это тоже!

БОГДАН (поднимаясь). Зинаида Павловна! Я тут подумал (в упор глядя на Джорджа), а вдруг Молчалин и не врал?(Переводит взгляд на Лизу.) Вдруг про Чацкого всё правда?

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (удивленно). То есть ты думаешь, что Чацкий на самом деле безумен?

ЛИЗА.  Да нет! Молчалин просто считает, что ради своих мерзких целей можно на все пойти, да, Богданчик?

 

Никифоров, слушая Джорджа, понемногу успокаивается, кивает. 

Богдан собирается что-то ответить, но Зинаида Павловна останавливает его властным жестом.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Джордж! А что ты думаешь по этому поводу? 

ДЖОРДЖ. По какому?

БОГДАН. Врал Молчалин про Чацкого или нет? Может, зря все на Молчалина наехали? Может, ваш любимый Чацкий сам во всем виноват?

 

Все напряженно смотрят на Джорджа, он беспомощно оглядывается на Никифорова. Тот ободряюще подмигивает.

 

ДЖОРДЖ. Я… я не знаю…

БОГДАН. Чего ты не знаешь?! Простой же вопрос — правду сказал Молчалин или нет?! А то сейчас на Молчалина всех собак повесили, а он, может, тут самый честный!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (Удивленно). Никогда не подумала бы, что пьеса Грибоедова так вас заденет за живое…

БОГДАН (Иронично). Почему? Это же бессмертное произведение! (Джорджу.) Ну?!

ДЖОРДЖ. Молчалин… (решается) соврал. Все у Чацкого в порядке!

 

Никифоров меняется в лице, вскакивает.

 

НИКИФОРОВ. Чего?! А ездить по ушам было нафига?!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Никифоров! Что за выражения! И вообще — мы тут «Горе от ума» обсуждаем!

НИКИФОРОВ (С вызовом). Так и я… обсуждаю! Приедут такие… Чацкие! Ты к ним со всей душой, денег им одолжаешь, а они!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Никифоров! Какие деньги?! Ты вообще читал пьесу?!

ДЖОРДЖ. Да забирай ты свою мелочь! (Вручает Никифорову пять тысяч.) Сам виноват, что повелся!

НИКИФОРОВ. Да я тебе сейчас…

 

Никифоров угрожающе надвигается на Джорджа. Зинаида Павловна хлопает указкой по столу.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Никифоров! Вон из класса!

 

Никифоров забирает купюру, выходит. Тяжелая пауза.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (Растерянно). М-да… А еще говорят, что современные подростки не воспринимают классику… (Берет себя в руки.)

ЛИЗА (глядя на Богдана). Сволочь!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Кто?

ЛИЗА (глядя на Богдана, с вызовом). Молчалин!

 

Зинаида Павловна переводит взгляд с одного на другого, пытаясь понять, что происходит.

 

БОГДАН (взрывается). Да нормальный он! Обычный! Все вокруг — блатные! (Смотрит на Лизу.) У одних родители в нужном месте работают. У других (на Иришку) просто богатые. У третьих (кивает в направлении двери, через которую вышел Никифоров) какие-то мутные связи с начальством. А Молчалин — он простой нормальный парень! У него ни крутых родаков, ни связей, ни денег! Он сам пробивается! Сам!

ЛИЗА (Презрительно). И топит всех, кто ему не нравится?

БОГДАН (На Джорджа). Да этот ваш Чацкий всем мешает! Все его выгнать хотят, но они такие типа чистенькие…

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Московское «светское общество» его отвергает, но …

БОГДАН (перебивает). Отвергать отвергает, но ничего не делает! Сидит и бухтит! А Молчалин делает! Борется! Он же за вас всех грязную работу делает! Ай… 

 

Богдан стремительно выходит, хлопнув дверью. Общая пауза.

 

ИРИШКА. Я так и не поняла — он сидит или нет?

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (отупев). Кто?

ИРИШКАНу… папа Чацкого.

 

Зинаида Павловна тупо смотрит на Иришку.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

 

На авансцене — мрачный  Н и к и ф о р о в  нервно щелкает зажигалкой. Выходит  Б о г д а н, видит Никифорова, оценивающе осматривает его, подходит ближе.

 

БОГДАН. Ну что, профукал Лизу?

 

Никифоров от неожиданности роняет зажигалку.

 

НИКИФОРОВ. Чего? Почему профукал? И вообще — Лиза тут при чем?

БОГДАН. Лиза теперь будет при Джорджике. Он же теперь на коне. Тебя опустил. Меня. (Презрительно.) Победитель!

НИКИФОРОВ (мрачно). Я ему ключицу сломаю!

БОГДАН. И будет он такой несчастный лежать в постели! А Лиза будет ему апельсины таскать. Жалеть… Бабы — они такие!

НИКИФОРОВ. Она не такая!

БОГДАН. А какая? Холодная сволочь?

НИКИФОРОВ.  Я сейчас тебе ключицу сломаю!

БОГДАН. Ник, ты парень хороший, но слишком простой! Тоньше надо! (Увлекаясь.) Он же про папашу врет, я чувствую! И Лиза что-то про это знает! Видал, как она на ЗиПу наехала, когда та про папин звонок сказала?! Поговори с Лизой!

НИКИФОРОВ. А чего я?

БОГДАН (Ласково). Идиот… Да она с седьмого класса ждет, когда ты ее в кино позовешь!

 

Никифоров глубоко задумывается.

 

БОГДАН. Тебе она все скажет! Всю правду! И мы тогда этого… гадского Чацкого выведем на чистую воду! Пусть все видят, какой он на самом деле! А потом…

 

Раздается звонок. Мимо начинают идти  о д н о к л а с с н и к и, Богдан замолкает, отходит от Никифорова. Никифоров видит Л и з у, заступает ей дорогу. 

 

НИКИФОРОВ. Ты… это… пошли в кино!

ЛИЗА. Хорошо. А когда?

НИКИФОРОВ. Что когда?

ЛИЗА. В кино когда?

НИКИФОРОВСейчас… то есть… вечером… 

 

Никифоров замечает проходящего мимо Д ж о р д ж а.

 

НИКИФОРОВ (Лизе). Пять сек.

 

Никифоров берет Джорджа за грудки, оттаскивает в сторону. Богдан наблюдает за этой сценой с отчаянием.

 

НИКИФОРОВ. Еще раз к Лизке сунешься — ключицу сломаю! Понял?

ДЖОРДЖ (ошарашенно). Понял.

 

Выходит З и н а и д а П а в л о в н а.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Никифоров!

НИКИФОРОВ (Отпуская Джорджа). Спокойно, Зинаида Павловна! Все под контролем. (Лизе.) Значит, вечером!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Напоминаю всем! После уроков — классный час!

 

Все уходят, кроме Зинаиды Павловны и Лизы.

 

ЛИЗА. Мама, ты зачем Джорджу наврала про звонок отца?

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Лиза! Что это значит — «вечером»?

ЛИЗА (с вызовом). Не переводи стрелки! Я тебе по секрету рассказала, что папа Джорджа сидит, а ты…

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Каким тоном ты с матерью разговариваешь?! И ты не ответила на мой вопрос!

ЛИЗА. А ты — на мой!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Я тебе запрещаю встречаться с этим… уголовником!

 

Лиза и Зинаида Павловна расходятся. Теперь зритель видит, что этот разговор слышал притаившийся Богдан.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

 

О д н о к л а с с н и к и — кто стоит у своей парты, кто сидит на своем месте. Б о г д а н  сидит отдельно от всех.  Н и к и ф о р о в  болтает с  Л и з о й.  И р и ш к а  любезничает с  Д ж о р д ж е м.  Торопливо входит  З и н а и д а П а в л о в н а с пачкой распечатанных текстов.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Богдан, возьми материалы для патриотического конкурса, я тебе распечатала варианты эмблемы, выберете…

БОГДАН. Достали! Вечно я за всех пашу!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Как ты с учителем разговариваешь? 

ДЖОРДЖ (перебивает). Давайте, Зинаида Павловна, я займусь организацией конкурса.

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Вот и славно. Я знала, что мы с тобой найдем общий язык. Мой педагогический опыт…

БОГДАН (перебивает). А врать вас тоже учит педагогический опыт?

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (ошарашенно). Что? 

БОГДАН. Устроили тут целое представление! «Джордж! Тебе папа звонил!» А он не мог звонить! Он на зоне сидит! Пожалели мальчика? Ложь из жалости — все равно ложь!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (ошалело). Что ты несешь, Богдан?

ЛИЗА. Богдан, ты б заткнулся.

БОГДАН. Я-то заткнусь, а ты когда перестанешь стучать? Мамочке застучала, что у нас в чате творится! А мамочка знает, что ты контрольные тыришь? И нашим и вашим? Ты уж определись, за кого ты: за мамочку или за нас!

 

Зинаида Павловна возмущенно смотрит на Лизу, та опускает глаза.

 

ИРИШКА. Богдаша, у тебя температура?

БОГДАН. А ты, курица, побежала новенького клеить. Мааасквич… Язык как помело. В коллекцию решила добавить? Чтобы перед подружками хвастаться? А папаша у него сидит!

 

Зинаида Павловна растерянно вертит головой.

 

НИКИФОРОВ (с вызовом). Ну, сидит, и чо(Спохватывается, радостно.) А! Так он реально сидит?!

БОГДАНИдиот! Он слил тебя, чтоб чистеньким быть! Ты же, Ник, незамутненный, как Буратино! В моторах разбираешься, а в людях… (Всем.) Вы глаза-то откройте, приехал из столицы весь из себя с идиотским именем, и все перед ним стелитесь, вместо того, чтоб по шее дать и выгнать.

ИРИШКА. На первом уроке — один Чацкий, на втором — другой…

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (истерично). Оставьте Чацкого в покое! И вообще! Тишина в классе!

 

Зинаида Павловна стучит указкой по столу. Все умолкают.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Прежде всего, чтобы развеять эти глупые инсинуации о папе Джорджа! (Строго, Богдану.)Никто нигде не сидит! (Строго, Никифорову.) Папа Джорджа — очень солидный, обеспеченный человек! Он несколько раз приезжал…

ДЖОРДЖ (вскакивая). В смысле?

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (смущенно). Он просил тебе не говорить… Словом, он приезжал, чтобы… решить некоторые оргвопросы

БОГДАН. А! Так нашего вундеркинда в элитную гимназию не за знания взяли! Папочка заплатил! 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (прикрикивает). Богдан!

БОГДАН. А ты его в тюрьму! Нехорошо, Джорджик!

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Богдан! Вон из класса!

 

Богдан криво усмехается и выходит. Все смотрят на Джорджа. Он не знает, что делать, выскакивает из класса. Зинаида Павловна хватает папку с материалами для викторины.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Джордж! Материалы!

 

Джордж уже вышел, Зинаида Павловна растерянно вертит в руках папку.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Ну… что ж… Если вопросов больше нет… все свободны…

 

Все начинают расходиться.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ

 

Н а т а л и  со смартфоном в углу сцены. В противоположном углу сидит подавленный  Д ж о р д ж. На экране — страничка Натали в социальной сети. Натали красит губы, вытягивает губки бантиком, делает селфи. Отправляет фотографию Джорджу. Фото появляется на большом экране. У Джорджа звякает телефон, он смотрит на экран, морщится, прячет телефон.

 

НАТАЛИНу давай уже, ответь, ты ж онлайн, я вижу.

 

Запускает поиск «модный маникюр». На экране мелькают просматриваемые картинки. Пиликает звуковой сигнал «Новое сообщение», она кидается смотреть, но сообщение не от Джорджа, а от Богдана. Сам Б о г д а н выхватывается прожектором на авансцене.

 

БОГДАН: «Привет! Как дела?»

НАТАЛИ (раздраженно). Вот только тебя сейчас не хватало…

 

Богдан ждет, прохаживаясь. Натали пролистывает картинки на смартфоне, останавливается на фотографии, где Джордж с Лизой склонились над партой.

 

НАТАЛИ. Тут без шансов — ни груди, ни волос. С такой фоточку не выложишь… Да что ж ты молчишь?

 

Натали отправляет Джорджу плачущий смайлик. У Джорджа звякает телефон, он не реагирует.

 

НАТАЛИ. Не, главное, как со мной, так он сидеть не хотел. Если б сама не подошла и не села рядом, так бы и не замечал… Блин! А если ЭТА тоже сама подошла?

 

Натали отправляет Джорджу сообщение «Плакплак!» и рыдающий смайлик. У Джорджа звякает телефон, он не реагирует.

 

НАТАЛИ. Позвонить что ли? А если он скинет? А если ЭТА рядом? (Пытается успокоиться.) Ну ничего, потусуетсянедельку и вернется. Ему ж нужно, чтоб вокруг всякие доценты, профессора, телевидение… Перед кем он там звездитьбудет? (Кривляется.) «Ах, современная литература, ах, Пелевин по глубине не дотягивает до Набокова…» Или до кого он там не дотягивает… Не помню… (Набирает на телефоне, проговаривая.) Ну ответь, что тебе, трудно?

 

На экране появляется плачущий котик. У Джорджа звякает телефон, он не реагирует.

 

НАТАЛИНу вот что мне теперь делать? Ехать к нему? (Набирает, проговаривая.) Джордж, ты реально лучший! Без тебя в классе пусто. Прости меня за фотографию, я разозлилась. Ты не отвечал…

 

На экране набор «наклеек»: котик с сердечками; котик, который смотрит умоляюще; шипящий котик. У Джорджа звякает телефон, он не реагирует.

 

НАТАЛИ. На литературе тоска… Любаша в трансе — любимый ученик свалил. Ей теперь и поговорить не с кем. Она по привычке на твое место смотрит. А там пусто. 

 

Звякает сообщение. Натали кидается проверять — от Богдана. «Слушай, а у Джорджика папа реально сидит, или нет?»

Натали морщится, переключается на диалог с Джорджем и отправляет ему пять подмигивающих смайликов. Через паузу ниже пишет: «Ой это я не тебе!». У Джорджа звякает телефон, он не смотрит.

 

НАТАЛИ.  Ну спроси хоть, кому я это пишу… (Пишет, проговаривая.) Пишу…Чего же боле, что я могу еще сказать… Теперь я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать, но вы к моей несчастной доле хоть каплю жалости храня, вы не оставите меня…

 

Параллельно на экране появляются «наклейки»: котики, пандочки, сверкающие сердечки… Раз за разом звякает телефон Джорджа, он не реагирует.

 

НАТАЛИ. Блин! Во Любаша вбила в голову. Намертво. И прям же в тему. Никогда не думала, что пригодится… (Набирает, проговаривая.) Ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала…

 

На экране — анимация: вытаращенные глаза, пламя. У Джорджа звякает телефон, он не выдерживает, смотрит на экран телефона, проматывает сообщения, презрительно фыркает.

 

НАТАЛИ. А ведь правда, я помню, как он к нам в класс пришел. Прикольный такой. Любаша ему слово, а он ей пять. Стихи читал… Хорошо, что мама мне покраситься разрешила. Была б как эта его… Он бы меня и не заметил…

 

Натали набирает сообщение: «письмо Татьяны помнишь?» Параллельно Джордж что-то нажимает на своем телефоне. 

 

НАТАЛИ. Ну не знаю я, что тебе написать! Была б я Любаша, мы б с тобой сейчас весь урок ругались. Ты бы цитировал кого-нибудь, доказывал бы, что Татьяна дура. Или не дура.

 

Натали начинает стирать сообщение, убирает слово «помнишь». В этот момент на экране вспыхивает сообщение: «Вы не можете отправлять сообщения, абонент занес вас в черный список». Джордж убирает телефон, садится на пол, обхватив колени руками. 

 

НАТАЛИ. Да я же люблю тебя, дурак!

 

На экране остается набор идиотских смайликов и в конце подпись — «письмо Татьяны». Затем появляется сообщение от Богдана: «Ау? Я насчет Джорджа…» Натали пишет ответ. На экране — сообщение Натали: «Да пошел он! Достал ваще! Я его бросила!» Натали плачет. Садится в углу сцены, обхватывает колени руками.

 

 

ДЕЙСТВИЕ СЕДЬМОЕ

 

Д ж о р д ж  сидит в противоположном углу, обхватив колени руками. Б о г д а н видит его, прячет телефон, направляется к Джорджу, но замечает выходящую на сцену И р и ш к у.  Богдан прячется так, чтобы все слышать, оставаясь невидимым. Иришка садится рядом с Джорджем, ставит рядом с ним его рюкзак. Смотрит на Джорджа, расстегивает свой рюкзак, вытаскивает из него огромный сэндвич с торчащими из него сыром, колбасой, помидорами, зеленью. Вручает бутерброд Джорджу. Тот удивленно смотрит на бутерброд, потом на Иришку.

 

ИРИШКА. Ты не смотри, что я худая! Я поесть люблю! Особенно когда злюсь! Но сегодня я добрая, так что… (Кивает на сэндвич.)

 

Джордж начинает есть, сначала не очень охотно, но постепенно вгрызаясь в сэндвич. Иришка смотрит на Джорджа с материнским чувством.

 

ИРИШКА. А я про свою мать сказала, что она умерла.

 

Джордж едва не давится сэндвичем. Иришка хлопает его по спине. Богдан настораживается и весь последующий диалог отыгрывает мимикой, жестами, движениями в своем укрытии.

 

ИРИШКА. Прихожу такая в школу зареванная… Все достают — «Чего? Как?» А я говорю, так, мол, и так, матушка моя коньки отбросила. Все жалеть бросились. ЗиПа папе позвонила, тот чуть сам не того… Но обошлось…

ДЖОРДЖ (серьезно). Круто… Я тоже сначала хотел сказать… что отец умер… Но решил — тюрьма даже лучше…

ИРИШКА (серьезно). Да… Вот, жаль, я не додумалась… А еще можно было искалечить…

ДЖОРДЖ. Не… искалеченного жалеть будут… 

ИРИШКА. Ну, тогда уволить…

ДЖОРДЖ. Да ладно! Сейчас каждого второго увольняют!

ИРИШКА. Тогда в дурдом!

ДЖОРДЖТочнякДурдом — это тема!

ИРИШКА. Прикинь: ЗиПа тебе такая — «Твой папочка приезжал!», а ты такой: «Что?! Он опять санитаров обманул?!»

 

Иришка и Джордж, который уже доел сэндвич, смотрят друг на друга, начинают смеяться.

 

ИРИШКА (Становясь серьезной). Он от вас совсем ушел?

ДЖОРДЖ (Становясь серьезным). Лучше бы совсем. Мать, дура, простила…

ИРИШКА. Мой папа тоже… простил… Только заставил на другую работу уйти. Чтобы она с этим… не виделась больше. А твой отец с кем спутался? Секретарша?

ДЖОРДЖ(С ненавистью). С Любашей… С моей училкой по литературе. 

ИРИШКА (Ошарашенно). Круто… (Догадывается.) А! Так ты на ЗиПу поэтому окрысился?

ДЖОРДЖ (Мрачно). Сначала «Ах! Высокая нравственность!», «Ах! Внутренняя красота!», «Ах! Чистота отношений!», а потом… Она к нам домой ходила, чтобы меня к олимпиаде подготовить… Мама ее пирогами угощала… (Зло.) Папочка до дома подвозил, чтобы не мерзла… 

ИРИШКА. М-да… (Пауза) Ну ладно, я понимаю, перевели тебя в другую школу. Но в другой город — это уж как-то…

 

Выходит  Н и к и ф о р о в.

 

ДЖОРДЖ. Я решил лучше у бабушки пожить. С этим уродом в одной квартире все равно не могу! Убью когда-нибудь!

НИКИФОРОВ. Я, когда маленький был, тоже думал: вырасту — батю прибью. Он же нас с братом, знаешь, как метелил? До кровавых соплей! А теперь вырос… И как-то жалко… Старенький он… Пока не похмелится — руки трясутся… Но так-то он ничего! Научил меня всему…

ДЖОРДЖ (Криво усмехаясь). Чему? Бухать?

 

Входит Л и з а.

 

НИКИФОРОВ (Серьезно). Не… Бухать он меня как раз отучил. Я эту дрянь никогда в рот не возьму! А вот в машинах я шарю как раз с батиной подачи. И вообще… знаешь, сколько он тачек и каким крутым людям починил, чтобы меня в эту гимназию пристроить…

ЛИЗА. А моя мама не хотела меня в свою школу брать. Коррупция, все такое… Пришлось все олимпиады в началкевыигрывать. Мама гордилась… но все равно упиралась до последнего… Но я убедила. Она добрая!

 

Иришка фыркает, Никифоров смотрит с недоверием.

 

ЛИЗА. Правда-правда! Ее дома все строят: папа, тетя Нина, бабушка… Бабушка — вообще тиран, маму до слез доводит.

ИРИШКАЗиПу? Строят? Конец света!

ЛИЗА. Еще как! Бабушка ей по полчаса мозг полоскает. Только что в угол не ставит!

 

Все смеются.

 

ДЖОРДЖ. (смеется). А тут я еще со своими закидонами

НИКИФОРОВ (с упреком). Да, закидонов у тебя сегодня на всех хватило!

ИРИШКА. Да отстаньте вы от Джорджа, у него (перехватывает взгляд Джорджа) первый день, акклиматизация!

 

Иришка, а за ней и остальные смеются. Лиза словно случайно прислоняется к Никифорову, тот расплывается в довольной улыбке.

Богдан выходит из своего укрытия. Первой его замечает Лиза, перестает смеяться, смотрит на Богдана. Остальные один за другим тоже перестают смеяться, смотрят на Богдана, потом на Джорджа. Джордж и Богдан смотрят друг на друга. Никифоров осторожно отстраняет от себя Лизу, слегка разминает шею и плечи. Богдан подходит, протягивает руку Джорджу. Тот смотрит на Богдана с изумлением.

 

БОГДАН. Прости… Я… дурак, короче… Окрысился на тебя ни с того, ни с сего…

 

Джордж изумленно смотрит на протянутую руку, как будто это щупальце инопланетянина.

 

НИКИФОРОВ (удивленно). Ни хрена себе! Богдан прощения просит… Я сплю

БОГДАН. В конце концов, если бы не я, ты бы до сих пор был с Натали… «в отношениях»? А теперь точно знаешь, какая она.

ДЖОРДЖ. А заодно узнал, какой ты.

 

Богдан опускает руку.

 

БОГДАН (грустно усмехается). Ну… я хотя бы попытался.

 

Богдан идет к краю сцены. Иришка умоляюще смотрит на Джорджа. Джордж смотрит на Лизу (она пожимает плечами), на Никифорова (тот машет рукой — «да ладно, прости ты его!»).

 

ДЖОРДЖЛадно… извинения приняты.

 

Богдан оборачивается, на лице его — облегчение.

 

БОГДАН. Спасибо… Я, правда…

 

Его прерывает телефонный звонок. Джордж достает телефон, смотрит на экран телефона.

На большом экране — дисплей телефона Джорджа. «Вам звонит Козлина». Джордж морщится, сбрасывает звонок.

 

НИКИФОРОВБатя?

 

Джордж нервно кивает. Иришка заботливо гладит Джорджа по руке.

 

ИРИШКА. Тихо-тихо-тихо…

ДЖОРДЖ. Хорошие вы ребята… Жаль будет уходить.

ЛИЗА. Уходить? Зачем?

ДЖОРДЖ. Затем! На его деньги я учиться не собираюсь!

ИРИШКА. Да ладно тебе!

БОГДАН. Нет, Джордж в чем-то прав… Я бы тоже не стал оставаться в такой ситуации. (Спохватывается.) Хотя, конечно, жаль!

НИКИФОРОВ. Погоди! Так что, в бабках проблема?

ДЖОРДЖ (Усмехается). Опять одолжить хочешь?

НИКИФОРОВ. Да не одолжить! Я же тебе уже объяснял — ты реально заработать можешь! И расплатишься потихоньку! Сколько он за тебя забашлял?

ДЖОРДЖ (Растерянно). Да я не знаю…

ЛИЗА. Я через маму попробую узнать!

НИКИФОРОВНу всё! Решили!

ДЖОРДЖ. В принципе… может, так и нормально…

НИКИФОРОВ. Это дело надо отметить! 

 

Все, кроме Богдана, идут к кулисе. Лиза спохватывается, поворачивается к Богдану.

 

ЛИЗА. Богдан, а ты?..

БОГДАН. Я догоню!

 

Все уходят, Богдан достает смартфон.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ВОСЬМОЕ

 

Б о г д а н  в углу сцены в луче прожектора, набирает номер. В противоположном углу прожектор выхватывает  Н а т а л и,  которая, шмыгая носом, уплетает пирожные, запивая молочным коктейлем из большого фастфудного стакана. У нее звонит телефон, она смотрит на него, прочищает нос, поднимает трубку.

 

НАТАЛИ (вальяжно). Алё!

БОГДАН. Привет. Я придумал, как решить твою проблему с Джорджем. 

НАТАЛИ (изображает удивление). Какую проблему? Я его послала — и все. Никаких проблем…

БОГДАН (пряча иронию). Ага… Но если вдруг решишь его простить и вернуть, я знаю как.

НАТАЛИНу… если вдруг…

БОГДАН. Но сначала объясни: его в вашей школе любят? Учителя, одноклассники?

НАТАЛИ (как бы нехотя). Ну, в классе он реально крутой… (Постепенно увлекаясь.) Везде светится, на всех олимпиадах, конкурсах. Представляешь, к нему даже телек приезжал, интервью брал…

БОГДАН (перебивая). Понятно. А учителя к нему как?

НАТАЛИ. Наша училка по русскому вся в слезах была, когда он ушел. А вчера вообще уволилась.

БОГДАНСупер! Значит, так — сходи в гости к родителям Джорджика, поговори с отцом…

НАТАЛИ (перебивает). Так он же вроде сидит?

БОГДАН. Все с ним в порядке, это Джорджик прогнал! Значит, придумай повод, зайди в гости и скажи папочке, что сынок без него скучает, хочет помириться…

НАТАЛИ. А они ругались?

БОГДАН. Еще как! Значит, пусть папочка позвонит и попросит прощения…

НАТАЛИ. За что?

БОГДАН. Он в курсе за что! И пусть обязательно скажет, что училка уволилась. А если Джорджик сбрасывать будет — пусть перезванивает, пока не дозвонится. Если бы сынок реально не хотел с отцом общаться, он бы его в черный список занес…

НАТАЛИ (Удивленно). Богдан… а ты точно м о ю проблему решаешь?

БОГДАН (Усмехается). Сделаешь, как я сказал, — они помирятся, и Джорджик вернется в вашу славную гимназию. А мы тут будем по нему горевать…

НАТАЛИ. Ладно… А ты… интересный!

БОГДАН. Да и ты… нормальная… До связи!

НАТАЛИ. Пока!

 

Богдан и Натали выключают телефоны, свет гаснет.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ДЕВЯТОЕ

 

Кафе. За столиком стоят  Д ж о р д ж  (он в центре компании),  Л и з а,  И р и ш к а,  Н и к и ф о р о в.  Джордж показывает им фотографии на экране смартфона. Фотографии дублируются на большом экране. Первое фото — то, которое мы уже видели вначале (накрашенный Джордж).

 

ДЖОРДЖ. Это Хэллоуин! Девчонкам ведьмы не хватало до тринадцати. Ну я и подумал… А чего нет? Накрасили, одели!

 

Джордж начинает листать фотографии. На большом экране появляются фото Джорджа: он одет в женскую одежду, накрашен, принимает кокетливые позы, явно дурачится. Вокруг него — хохочущие девчонки в костюмах ведьм. Все с интересом рассматривают фотки. Входит Богдан, присоединяется к остальным.

Последнее фото — ликующий Джордж в женском платье и с тыквой в руках.

 

ДЖОРДЖ. Мне даже приз дали за лучший костюм!

ИРИШКАДжооорджик! Да ты красотка!

 

Все смеются, Джордж пролистывает фотографии дальше. На большом экране — Джордж в обычной одежде, обнимает смеющуюся Натали.

 

НИКИФОРОВ (с презрением). Коза…

БОГДАНА по-моему, ничего… Вы друг другу подходите, кстати.

ИРИШКА (ехидно). Ага… Золотой стандарт… Любому подойдет!

 

Все смеются, кроме Богдана. 

 

БОГДАНА наверное, ты прав! Нечего ее прощать! Наплевать и забыть! У тебя теперь новая жизнь, на новом месте. Натали… и вообще всех, кто тебя раздражал, ты больше никогда не увидишь!

 

Джордж задумывается.

 

ИРИШКА. Почему никогда?

БОГДАН. А зачем? У Джорджа теперь все новое: друзья, девушка… Правильно ты из Москвы свалил! Прямо как Чацкий! 

 

Раздается телефонный звонок. Джордж достает телефон, смотрит на него. На большом экране — дисплей телефона Джорджа. «Вам звонит Козлина.» Джордж смотрит на телефон. Все смотрят на Джорджа. Пятый звонок. Шестой. Десятый. Богдан закусывает губу. Джордж нажимает на кнопку ответа. 

 

ДЖОРДЖ. Да… 

 

Богдан пытается спрятать радость.

 

ДЖОРДЖ. Вернуться?.. Что? Она уволилась?.. 

 

Все затаили дыхание.

 

ДЖОРДЖ. Нет, ты приезжай, конечно, поговорим… Но я не вернусь… Просто не хочу.

 

Богдан стекленеет. Остальные с облегчением выдыхают. Джордж отключает телефон.

 

ИРИШКА, ЛИЗА, НИКИФОРОВ. Ура!

БОГДАН (В отчаянии). Что значит — «не хочу»?

ДЖОРДЖ (Перебивает). Ну, нравится мне тут. А там — не нравится. Погоди, ты же сам только что…

БОГДАН (перебивает). А мне, думаешь, нравится в этой пафосной гуманитарной гимназии корячиться? Я же вообще не гуманитарий! Мне больше нравится с кошками возиться, с собаками… Так что, мне сейчас все бросить и свалить из гимназии?! В ветеринарное училище?

ДЖОРДЖ (Удивленно). А почему нет? 

БОГДАН. А потому! Потому что мне нужно будет деньги зарабатывать! 

ДЖОРДЖ. А ты в курсе, сколько хороший ветеринар зарабатывает? Когда мы кошку лечили, кучу денег выложили!

БОГДАН. Все равно… Нельзя так… прыгать! А то ничего в жизни не добьешься! 

ДЖОРДЖ. Да ты и так не добьешься!

БОГДАН. Ты много добьешься! (С издевкой.) Хотя у тебя же папочка, он забашляет… И ты… Вырастешь такой же, как он…

ДЖОРДЖ. Мой папочка, между прочим, в двадцать лет физтех бросил, хотя отличником был! И свой бизнес открыл! И на маме женился, хотя все родители — и его, и ее — были против! Да! Я хочу вырасти таким, как папочка!

БОГДАН. Так и вали к своему папочке!

 

Богдан разворачивается и уходит.

 

НИКИФОРОВ. Да ты не парься, Джордж! Богдаша у нас раньше был первый парень на деревне, вот он и психует! Давай лучше подумаем, как тебя к нашему с батей бизнесу лучше пристегнуть…

ИРИШКА. Погоди, Ник. (Джорджу) Ты серьезно? Хочешь остаться у нас?

ДЖОРДЖ. А ты против?

ИРИШКА. Да я за! Но ты представь — остался ты у нас. И что потом?

НИКИФОРОВ. Как что? Я же говорю — сервис откроем, потом сеть.

ИРИШКА (Джорджу). Да?

ДЖОРДЖ. Ну, для начала… Потом можно будет еще что-то придумать…

ИРИШКА. Моя мама тоже мечтала тут салон открыть, потом сеть. Она же в Москве на визажиста училась. У нее уже клиентура была, репутация. Но — встретила моего папу, поехала за ним в эту дыру…

НИКИФОРОВ. Ничего не дыра! Четыреста тысяч народу!

ИРИШКА. …а теперь сидит в мужском зале и всех ненавидит. Себя, мужиков, меня… А больше всего — папу.

ДЖОРДЖ. Так чего она в Москву не уедет?

ИРИШКА. Куда? Ей 43, даже если с папой разведется, я у нее на шее. У нее ни связей, ни денег, ни молодости…

ДЖОРДЖ. Слушай! Давай я поговорю с папой, у него связи…

ИРИШКА. Да не поедет она! 

ДЖОРДЖ. Да что вы все такие… инертные? 

ИРИШКА. Вот я и говорю, Джордж — уезжай… пока не засосало. (Лукаво.) А я потом к тебе приеду!

ДЖОРДЖ (смеется). Только учти: в Москве никто (пародирует) по-мааасковски не гаааавааарит. И одеваются попроще.

ИРИШКА. Учту!

 

Иришка берет Джорджа под руку, улыбается. Джордж задумчив.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ДЕСЯТОЕ

 

Кабинет литературы.  Н и к и ф о р о в  спит на последней парте.  Б о г д а н  с напряженным лицом поглядывает на вход.  И р и ш к а  выглядит гораздо естественнее, почти без макияжа, удобная простая одежда. Входит  Л и з а,  идет к своему месту, затем передумывает и садится рядом с Никифоровым.

 

БОГДАН (поглядывая на часы). А мажорчик, значит, опаздывает?

 

Звонок. Входит З и н а и д а П а в л о в н а, все встают.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (рассеянно). Садитесь-садитесь… (Замечает Лизу возле Никифорова, строго.) Лиза, разве я разрешала пересаживаться?

ЛИЗА. А я на Влада хорошо влияю!

НИКИФОРОВ. Точно! Я с Лизой хоть спать не буду! (Смущается.) В смысле… на уроке… То есть… (Умоляюще.)Зинаида Павловна, не пересаживайте, а?

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. До первого замечания!

НИКИФОРОВ. Спасибо! А с Джорджем мы договоримся…

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Кстати, о Джордже… Приезжал его папа, забрал документы… Джордж вернулся в Москву.

 

Общая реакция — у каждого своя. Богдан с трудом скрывает торжество. Лиза и Никифоров огорчены. Иришка улыбается — она уже знает эту новость.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Вернемся к уроку. Все прочитали пьесу?

ЛИЗА. Да.

ИРИШКА. Ага.

БОГДАН. Прочитали.

НИКИФОРОВ. Все.

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА (удивленно). Даже Никифоров? Ну что же, в таком случае с сочинением проблем не возникнет.

 

В классе — невеселое оживление.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Открываем тетради! Тема — «Образ Чацкого». Время — до конца урока!

 

Все погружаются в раздумья. В луче прожектора — Никифоров, он пишет и говорит.

 

НИКИФОРОВ. Чацкий — это сила. И вообще, «Горе от ума» мне вставило. Я раньше думал, что книжки или пьесы — это так… литература. А оказывается, это про жизнь. Я теперь всегда книжки буду читать. Если про жизнь, конечно…

 

В фокусе — Лиза.

 

ЛИЗА. Чацкий — молодец! Он, конечно, дров наломал, зато не испугался. Я бы так не смогла — взять и прямо в лицо старшим все вывалить. Но я буду стараться!

 

В фокусе — Иришка.

 

ИРИШКА. А на Софью зря наехали! Почему она должна была этого Чацкого три года ждать? Это в три раза дольше, чем из армии! А он, между прочим, не писал, не звонил…

 

В фокусе — Богдан.

 

БОГДАН. В своем произведении Александр Сергеевич Грибоедов ярко раскрывает образ Чацкого как бунтаря и борца с ретроградами…

 

В фокусе — Никифоров.

 

НИКИФОРОВ. …Но Чацкий, по-моему, много болтает. И вообще, очень много непонятных слов. Я устал гуглить.

 

В фокусе — Лиза.

 

ЛИЗА. …А Софью Чацкий, мне кажется, не любил! Если бы любил, то никуда бы от нее не уехал. Или забрал бы ее с собой. Если бы я была Грибоедов, я бы так и закончила: «Карету нам, карету!..»

 

В фокусе — Иришка.

 

ИРИШКА. …А Чацкий смешной! Насмотрелся там у себя в Москве… Ой (зачеркивает) в Европе всяких глупостей и приехал всех лечить. А смысл? Нет, правильно он уехал. Все равно он тут не смог бы жить. 

 

В фокусе — Богдан.

 

БОГДАН. Мне кажется, что Грибоедов через образ Чацкого хотел показать то, каким он представляет настоящего патриота Родины… Хотя, если честно, никакой Чацкий не патриот! Три года болтался по Европе, а потом туда же вернулся. Знаете, мне кажется, что Грибоедов сам Чацкого не любит, потому что он над своим героем просто издевается!

 

В фокусе — Никифоров.

 

НИКИФОРОВ. В общем, Грибоедову можно было и покороче написать. И экшена побольше! Например, я бы на месте Молчалина Чацкому ключицу сломал. Что за дела? Приехал и какие-то предъявы кидает (зачеркивает) претензии предъявляет! И Чацкий Молчалину тоже, по идее, должен был… нос сломать. Вот это было бы дело!

 

В фокусе — Лиза.

 

ЛИЗА. …И в Берлине… или нет, лучше в Париже у них родилось бы двое детей, мальчик и девочка! А Фамусов, конечно, простил бы их и приезжал в гости!

 

В фокусе — Иришка.

 

ИРИШКА. А хорошо, что Софья Чацкого не дождалась! Теперь он в активном поиске, может с кем хочешь замутить! И классно, что у нас теперь есть интернет! Можно мутить с кем-нибудь даже из другого города!

 

В фокусе — Богдан.

 

БОГДАН. В общем, я так и не понял, хороший Чацкий или нет. Или вот Молчалин — почему его отрицательным считают? Потому что Чацкий его не любит? Мне кажется, если покопаться, то в любом можно найти немного Чацкого и немного Молчалина. И много еще кого… Вот Никифоров — вроде дурак, но добрый и верный. А Лиза — хорошая, ее все любят, но на самом деле она трусиха. Всем старается угодить. Иришка — дурочкой прикидывается, а на самом деле хитрая. 

 

Богдан задумывается.

 

БОГДАН. Или, например, Джордж… Павлин павлином, а приехал — и все чуть-чуть изменились. Иришка косметику смыла. Лиза к Никифорову села, не побоялась. Никифоров пьесу прочитал! А я… Я вчера устроился волонтером в собачий приют… Блин… (Неохотно.) Получается, в чем-то Джордж покруче Чацкого? 

 

Звонок. Общий свет.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Время! Сдаем тетради!

 

Все сдают тетради Зинаиде Павловне.

 

ЗИНАИДА ПАВЛОВНА. Тема следующего урока — бессмертная пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор».

 

Входит  Д и р е к т о р.

 

ДИРЕКТОР. Зинаида Павловна! Я должен сообщить вам пренеприятнейшее известие…

 

Немая сцена.



Архив журнала
№5, 2017№1, 2017№2, 2017№3, 2017№4, 2017№11, 2016№12, 2016№9, 2016№10, 2016№6, 2016№7, 2016№8, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Журналы клуба