Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №12, 2013

Юрий Подпоренко
Талантливо видеть невидимое
Просмотров: 708

В не столь уж давние советские времена Латвия, Литва и Эстония, вместе именовавшиеся прибалтийскими республиками, будучи частью СССР, оставались вместе с тем немного заграницей. Там снимались фильмы из жизни настоящей заграницы, и все устройство городов и уклада было иным, интересным и манящим. Художники, да и не только они, любили ездить в Дом творчества в Юрмале, получали удовольствие и новые впечатления.

На всесоюзных выставках прибалтийские художники подтверждали, как правило, свою приверженность к поискам в области формы, а их работы вызывали повышенный интерес коллег из других регионов большой страны.

В девяностые годы прошлого века все решительно изменилось. Вслед за распадом большого Союза прекратил свое существование и Союз художников СССР, а союзы художников Латвии, Литвы и Эстонии под влиянием политиче-ских процессов вышли из состава общего творческого союза, оформив, правда, «развод» вполне цивилизованно.

В конце девяностых годов, когда Международная конфедерация союзов художников, правопреемник СХ СССР, встала на ноги, доказав свои права на владение Центральным Домом художника в Москве, был запущен новый проект — ежегодные Московские международные художественные салоны ЦДХ. К участию в них были приглашены и союзы художников теперь уже независимых стран Балтии. Приглашение было принято и художники из этих государств вот уже более пятнадцати лет являются непременными участниками салонов, внося в их палитру свежие краски и оригинальные творческие идеи. Художники тем самым вновь подтвердили, что делить им нечего, а искусство, если оно настоящее, остается поверх барьеров.

Большинство художников, приезжающих со своими работами на Салон, говорит по-русски и, как правило, активно участвует в организуемых в рамках выставки круглых столах. Правда, на Салоне этого года, посвященном творчеству молодых, одна из участниц попросила слова и извинилась, что будет говорить по-английски, а ее коллега согласилась перевести. Когда же были произнесены несколько простых доброжелательных слов, то оказалось, что все понятно и без перевода.

Столь же доступны для зрительского восприятия и представляемые работы трех молодых художниц, участвовавших в Салоне «ЦДХ-2013» – Лауры Озолы из Латвии, ИолантыКизикайте из Литвы и Пусы (Пирет Бергманн) из Эстонии.

Лаура Озола (р.1981) отчетливо проявляет склонность к концептуальному видению мира, обобщая в своих полотнах образы предметного мира до символов и знаков. Все большее место в ее творчестве занимает человек – в его отношении и к миру, и к другому человеку. При этом образная структура остается сложной и многоуровневой, каков, впрочем, и современный человек, присутствующий в картинах часто опосредованно – сопряжением предметного и духовного мира.

Лаура окончила в 2007 году мастерскую концептуальной живописи латвийского художника Иварса Хейнрихсонса и получила степень магистра Латвий-ской Художественной академии. Первая персональная выставка «Заячья банька» состоялась в 2007 году в рижской галерее «Mвksla XO». В 2009 году в художественной галерее «Sky» прошла выставка «Раннее утро», а в 2012 году в художественном салоне на Мукусале – «Безоблачный горизонт».

Образный строй работ Иоланты Кизикайте (р.1980) организован так, что словно стремится раздвинуть границы видимого мира. Автор помещает порой в плоскость холста и скрытые человеческие чувства, увы, далеко не всегда благородные. Что ж, мы такие, какие есть, стянутые обручем цивилизационных ограничений, вынужденные скрывать некоторые не самые лучшие побуждения, возникающие в отношении другого. Строго говоря, это уже и не совсем образный строй, а некий микст образного и понятийного, рационального начал.

Сама художница признается, что ей «все видится словно в замочную скважину… Такое подсматривание — это не сравнение или искание чего-то, скорее всего это присущее желание спрятаться за экраном зеркала или другого объекта».

Иоланта родилась под Каунасом, училась в Каунасской гимназии искусств, в 2002 году защитила степень бакалавра, а в 2004 году – магистра Вильнюсской художественной академии. С 2003 года принимает активное участие в выставках, ее работа заняла второе место в ежегодном конкурсе «Приз молодого живописца-2009», а в следующем году на этом же конкурсе была удостоена первого приза.

Пирет Бергманн (1979) избрала для своего творческого псевдонима дет-ское прозвище «Pusa» (Пуса) и стремится сочетать непосредственность восприятия с глубоко освоенными навыками профессионального художника. Яркая декоративность в ее работах выступает средством для выражения оригинального видения мира. В этом видении мир предстает взаимодействующими между собой знаками-символами, порой просвечивающими амбивалентными значениями. В целом у зрителя работы Пусы вызывают ощущение внутренней свободы, раскрепощения воображения. Отчетливо стремление художницы одновременно и проникнуть в суть вещей и явлений, и наделить их своими смыслами.

Пирет Бергманн окончила в Пярну художественный колледж Эстонской академии художеств. Этот колледж, сочетающий различные, как классические, так и альтернативные методы художественного образования, известен и как Академия нон грата. Пуса активно работает, в том числе в области дизайна, участвует во многих персональных и групповых выставках, проиллюстрировала и написала несколько детских книг. Живет и работает в Пярну. В 2008 году была удостоена награды на ежегодном конкурсе в сфере культуры Пярнуского уезда.

Представленные на вкладке авторы, участвовавшие в Салоне «ЦДХ-2013», посвященном творчеству молодых художников, выросли и сформировались как личности уже в постсоветское время, успешно доказывая свою творческую состоятельность и встраиваясь в реалии демократически-капиталистической действительности. И в своих работах отчетливо подтверждают, что им интересно жить, есть что сказать о мире и о себе.

 



Другие статьи автора: Подпоренко Юрий

Архив журнала
№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба