Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №12, 2016

Юрий ПОДПОРЕНКО
Созвездие талантов из Апшерона

Выставка «Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960-1980-х годов», развернутая в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу, вызвала не только немалый искусствоведческий интерес, но и побудила к размышлениям более широкого порядка — об особенностях азербайджанской живописи и искусства в целом.

Еще в давние советские времена Азербайджан воспринимался во многом самой «западной» из «восточных» республик Союза. И имелась в виду не только география, хотя условная граница между Европой и Азией как бы обходит Азербайджан, оставляя эту ныне независимую страну на территории Азии в непосредственной близости от Европы.

Культурное пограничье представителей азербайджанского искусства проявлялось в открытости миру, готовности впускать в свое творчество, в образную структуру произведений разного рода влияния и веяния, которые органично сочетались с продолжением традиций национального искусства.

Нынешняя выставка, включающая работы двенадцати живописцев и одного скульптора, подтверждает, что влияние европейского искусства в них, конечно, ощутимо, но не настолько, чтобы заметать буквальное следование стилистике Шагала, Пикассо или других мастеров живописи ХХ века.

Так, в полотнах Саттара Бахлулзаде влияние импрессионизма, конечно же, ощутимо, но при этом способствовало созданию собственной стилистики пейзажей, поэтизирующей, возвышающей достаточно суровую реальность скалистого Апшеронского полуострова, моря и силуэтов нефтяных вышек. Живописец по праву считается основоположником азербайджанского импрессионизма.

Фигура Тогрула Нариманбекова привлекает внимание и драматической судьбой художника, и самобытностью его творчества. Сын азербайджанского инженера, получившего образование в Тулузе, а затем репрессированного, и матери-француженки, он в полной мере ощутил на себе давление советской системы. Возможно, поэтому в своих художнических приоритетах он выбирал контрасты и драматическую напряженность. Экспрессивная красочность, осязаемая предметность в его полотнах причудливо переплетаются с традициями национального искусства — ковроткачества, керамики, миниатюрной росписи — и подчеркнутой декоративностью. Сам художник своим творчеством выражал возможность успешного сочетания абстрактного и фигуративного искусства.

Мир Востока, преображенный особым взглядом и талантом художника, предстает и в полотнах ДжавадаМирджавадова. Точнее, живописец не столько воссоздает, сколько творит свой образный мир, спрессованный из азербайджанского фольклора, притч, сказок и легенд и пропущенный через душу современного человека, трезво и, порой, жестко размышляющего о самых сложных аспектах бытия. В эссе «Моя декларация» Джавад Мирджавадов так формулирует свое художническое кредо: «На основе новейшей эстетики я преобразую реальность своих ощущений, и каждая моя картина — это не отражение мира, она сама есть МИР. В нем помещаю солнце, людей, луну, коней. Звезды на небе, узор ковра и кристалла — все проявления необъятной жизни пульсируют на холстах… Они — единая картина, непрерывная музыка, подобная фуге Баха. В полифонии гротеска и нежности, чудовищности и лучезарности я разворачиваю фантасмагорию БЫТИЯ, где звучит контрапункт ДОБРА и ЗЛА».

В фантасмагорическом мире полотен Расима Бабаева живут сказочные персонажи: дэвы, волшебные птицы, восточные красавицы и прочие создания, рожденные фантазией художника. В широчайшей палитре авторских позиций — от мягкой иронии до философской аллегории и едкого сарказма — находится место и добрым старикам и старушкам, и фантастическим существам, и чудовищам в человечьем обличье.

Значительное место на выставке заняла производственная тема. «Нефтяники», Индустриальный пейзаж» Тофика Джавадова, «Индустриальный Баку»  Надира Абдурахманова, «Нефтеналив» Расима Бабаева и другие работы выполнены лаконично, порой, с приметами сурового стиля, и лишены того ложного пафоса, какого было в избытке во множестве работ того периода истории.

Знаменитый живописец и график Таир Салахов довольно неожиданно предстал на выставке в качестве театрального художника, представив эскизы декораций к спектаклю «Смерть в Гюлистане» по пьесе Джлибекова, и подтвердил высокое мастерство владения композиционными решениями.

Украшением выставки стали скульптурные работы Фазиля Наджафова, которого по праву называют основоположником авангардизма в скульптуре Азербайджана.

Важно отметить, что выставка «Созвездие Апшерона» подготовлена Государственной Третьяковской галереей при поддержке Министерства культуры Российской Федерации совместно с Фондом Гейдара Алиева (Азербайджан) и Фондом Марджани.



Другие статьи автора: ПОДПОРЕНКО Юрий

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба