Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №2, 2013

Юрий Подпоренко
Волшебная Бухара Марата Садыкова

У действительного члена Академии художеств Узбекистана Марата Садыкова счастливая судьба. И художническая, и житейская, которые вполне успешно переплелись: жена Людмила и дочь Диана — тоже художники. Династия. Сам Марат удивительно гармоничен в своих проявлениях. Складывается впечатление, что судьба его складывалась каким-то органически волшебным образом, хотя этот внешний взгляд, конечно, обманчив, скрывает не видимую зрителю огромную работу. Дело еще и в ракурсе, в том, что брать за основу. Родился и вырос Марат в Бухаре. В городе, на взгляд трезво скептический, исключительно жарком. Помню, как лет тридцать назад наш Як-40, летевший из Ташкента в Самарканд, по причине сильного ветра в аэропорту назначения “промахнулся” и сел в Бухаре. И я, живший тогда в Ташкенте и к жаре вообще-то привычный, никогда не забуду, как из прохладного салона шагнул в густой раскаленный воздух. А сам город, особенно его историческая часть, — тесный и пыльный, если, опять-таки, оценивать трезво. Но культурно-историческая память поколений совершенно мифологизировала Бухару, сделав ее сказочно прекрасной. Вот и в акварелях Садыкова Бухара, словно наследуя эту традицию, удивительно радушна, гостеприимна и таинственна.

Свет в них не палящий, а загадочный. Хаотично разбросанные плоскости глиняных крыш и стен под гармонизующим взглядом художника складываются в какое-то подобие ритмичного восточного орнамента, настраивающего на философское созерцание. И самое удивительное, что источают это настроение пейзажи акварельные. То есть, художнику, работающему в этой сложнейшей технике на пленэре, просто необходимо обрести особую, немыслимую сноровку, так как смоченная бумага сохнет на такой жаре с невероятной скоростью. Таким образом, сами обстоятельства, похоже, подталкивали художника двигаться от буквальной достоверности к обобщению, символу. Эпичность Бухары и — шире — по-восточному “стоячего” времени в сочетании с мгновенностью, пульсирующим мерцанием акварели и дают тот особый эффект садыковских пейзажей. Марат пришел к этому парадоксальному сочетанию не сразу, пробуя себя в разных жанрах и техниках, но когда он, в соответствии с мудрым принципом “ищи себя, пока не встретишь”, нашел искомое, то употребил весь свой недюжинный талант и трудолюбие на достижение совершенства.

Рассматривая на недавней выставке “Искусство наций — II”, посвященной 20-летию Международной конфедерации союзов художников, серию акварелей Марата Садыкова “Белая Бухара”, я вновь убедился, что сила культурной мифологизированной памяти оказывается сильнее буквальной и приземленной. Вот он, все тот же, вечный “нас возвышающий обман”…

 

Юрий ПОДПОРЕНКО

 

 

Садыков Марат Файзиевич

 

1 января 1945 — родился в г. Бухаре, Узбекистан.

1968 — окончил Республиканское художественное училище в г. Душанбе.

1973 — окончил отделение промышленной графики Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н. Островского

1974 — принят в члены Союза художников СССР

С 1972 — участник более 80 республиканских, всесоюзных и международных выставок во многих городах мира.

С 1985 — проведено 25 персональных выставок в Ташкенте, Бухаре, Гиждуване (Узбекистан), Сиэтле (США), Хельсинки (Финляндия), Астана (Казахстан) и других городах

2000 — удостоен звания “Заслуженный деятель культуры Узбекистана

2004 — избран действительным членом Академии художеств Узбекистана

2007 — Семейная выставка в Германском обществе по техническому сотрудничеству(GTZ). Ташкент

2010 — Семейная выставка в Национальной галерее Узбекистана, Ташкент

 

Произведения Садыкова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее искусства народов Востока (Москва), Государственном Музее Искусств Узбекистана, а также галереях, музеях и частных собраниях США, России, Германии, Финляндии, Италии, Франции, Японии и других стран мира.

Живет и работает в Ташкенте.

 



Другие статьи автора: Подпоренко Юрий

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба