Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №5, 2018

Лев АННИНСКИЙ
Глаза отца

В триста тридцать страниц уложила свое «Избранное» Ирина Ракша. Могла бы увеличить вдесятеро. Если бы к «основным книгам» добавила киносценарии, исследования живописи (замечательный альбом «Юрий Ракша», посвященный мужу и сподвижнику), книжки для детей…

Из дюжины «основных книг» половина вошла в классику 60-х годов… Ступени признания: «Писатель года» — 2013, 2015, 2016…

Диапазон — «от Москвы до самых до окраин»… Рождение, детство военных лет, затем отъезд с отцом на Алтай. Там, кроме аттестата зрелости, — опыт работы на лесоскладе, на птицеферме… И дальше — Красноярский край, Тува, Хакасия…

Возвращение в Москву. Сценарный факультет Института кинематографии. Профессиональные занятия в Литературном институте.

Наставники — Михаил Светлов, Александр Межиров…

Труды по литературоведению: Пушкин, Гоголь, Бунин, Чехов, Набоков, Казаков. В особом творческом внимании — Шукшин.

Характер: соединение непреложной независимости и непоколебимого единства со своим народом.

Неутомимое любопытство к меняющимся условиям бытия. От ранних лет до эвакуации военной поры и до самых ранних эпизодов этой поры: на горизонте — рощи, увековеченные когда-то Исааком Левитаном, а рядом — аэростаты, ночами дежурящие в московском небе, а днями заземляющиеся здесь, в Останкине. Где со временем встанет гигантская телебашня… А пока…

А пока голодные мальчишки из бараков, укрывшись в кустах, жадно смотрят на то, как ужинают картофелем служивые охранницы аэростатов. Упадет ли хоть одна картофелина?

Сюжеты таятся в этих буднях военной поры — потрясающие. Главное, что потрясает меня в портрете моего поколения, увековеченного у Ирины Ракши, — ожидание отца, ушедшего на фронт.

Это ожидание встречи в одном из рассказов доведено до головоломной ситуации, которая разрешается… так просто, что не верится.

В послевоенный детдом приходит демобилизованный моряк: он ищет дочку, пропавшую в годы войны. Ему показывают мальчика. Ни моряк его не знает, ни сирота не видит в нем отца. Но оба ищут хоть что-нибудь общее в воспоминаниях. Море, песок, деревья… Ну а вдруг — родня?..

И только сотрудница детдома, взявшая в военное время сироту (и давшая ему имя и фамилию — свою, как и многие давали в детдомах) — она твердо знает, что родства здесь нет.

Но знает и другое: оно будет! Вот сейчас, когда моряк и мальчик в это поверят!

Волей к жизни возрождают люди кровное родство в опустошении, оставленном кровавой войной.

Мне остается привести еще один пример: финал повести «Останкинские дубки». Еще и затем, чтобы показать писательское мастерство повествовательницы. То, как замирает в паузах героиня: через каждые несколько шагов замирает. И на мгновение прислушивается. Словно не решается поверить в то, что должно произойти:

 

«…Я крепко уснула — уж очень хотелось спать. А проснулась от того, что меня ударили по спине. "Эй!.. Идидавай живо на улицу!.. Там к тебе кто-то приехал!.."  Я с трудом разлепила глаза. "Иди живей!.. Директриса велела!.."

Простучав "мальчуковыми" башмаками по ступеням, без пальто я выбежала во двор. Во дворе все было сине. И засне­ жено, глухо, будто в стакане. И запорошенные кусты, и забор, и деревья. Я осмотрелась. Меня никто не ждал. Лишь в стороне па скамейке одиноко сидел кто-то черный, ссутулясь и уставив­ шись себе под ноги. Черный силуэт на белом снегу. Было мо­ розно и тихо. Школьный гвалт остался внутри. А здесь только галки редко каркали где-то под крышей. Я постояла. Хотела уйти. С досадой мелькнуло: опять подшутили. Но тут заметила, что сидящий выпрямился. Он был в убогой серой ушанке и телогрейке, а на ногах калоши не по сезону. И какой-то кулечек в руках на коленях. Вот неспешно он повернулся ко мне. Бледным лицом. Повернулся и внимательно посмотрел из-под низко надвинутй шапки. Наши взгляды случайно встретились. И тут сквозь белый пар от дыханья, клубящийся у моих губ, я увидала его глаза. Светлые-светлые, голубые глаза... Увидала и — замерла. Это были глаза отца... Моего отца».

 

 

 



Другие статьи автора: АННИНСКИЙ Лев

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба