Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №6, 2016

Светлана ШИШКОВА-ШИПУНОВА
Фейсбучный дом Сергея Чупринина

Сергей ЧупрининФейсбучный роман. — М.: Рипол-классик, 2015.

 

Свою новую книгу Сергей Иванович Чупринин не просто написал, а построил, как строят нынче большие дома с затейливой архитектурой и многофункциональной начинкой. Ее и читаешь — как путешествуешь по огромному зданию, поднимаясь с этажа на этаж, переходя из просторных холлов в уютные кабинеты, выглядывая в широко открытые окна и заглядывая в потайные кладовые…

И строилось это причудливое сооружение из отдельных фрагментов-кирпичиков, сначала выкладывавшихся (на пробу) в Сеть, а уж оттуда, после обжига в фейсбучной печи, — в книгу, кирпичик за кирпичиком, фрагмент за фрагментом…

И чего-чего тут только нет! Вот изящная башенка из элитного списка Научных рецензентов. Вот вместительный флигель для Попутного чтения. Вот занимающие весь цокольный этаж Комментарии с примечаниями, войдя в которые, не хочется выходить. Вот фундаментальный Список рекомендованной литературы, на котором, собственно, все сооружение и держится. А вот — Именной указатель обитателей с номерами их квартир-страниц. А еще — заблудившаяся в самом дальнем углу Автобиография и прилепившееся чуть не на крыше-обложке четверостишие Фета…

Придирчивому читателю все это нагромождение дополнительного, вспомогательного, справочного материала (той самой многофункциональной начинки) может показаться чем-то вроде архитектурных излишеств, но тут уж дело хозяйское: хочешь — рассматривай, читай; не хочешь — не смотри, пропусти и сразу входи в основное помещение текста.

Начинается, как обычная автобиографическая проза, и я тихо радуюсь, предвкушая что-то вроде семейной саги… Но скоро биография переходит в отрывочные записки — новеллы, байки, анекдоты, как сам автор беззаботно их называет, — о жизни и нравах пишущей братии, и я начинаю думать, что нечто подобное уже читано (в воспоминаниях другихлитгазетчиков, например). Но тут еще исповедальные кусочки вкраплены, и политическая философия рефреном проходит. И все выстраивается в мозаичное полотно, название которому — «Литературная жизнь России». Нет, такого охвата, пожалуй, не было. Каждый автор со своей колоколенки смотрел и про себя, любимого, писал, а Чупринин парит наверху, всех видит, все замечает и не столько про себя, сколько про всех других пишет. Масштабно, ничего не скажешь, и чувствуется, что в его кладовых еще много чего припасено.

Я люблю такое «лоскутное» письмо и чтение! Мне интересно здесь все — и фактура, и персонажи, и суждения, и оценки. Но, читая, ловлю себя на мысли, что все же больше всего интересна мне в этой книге… выглядывающая из каждого сюжета физиономия самого автора, который здесь — весь как на блюдечке, хотя о самом личном и сокровенном умалчивает. Но мне не столько личное любопытно, сколько… общественно-политическое, что ли.

Вот о политическом подтексте книги и пойдет дальше речь. Он есть, он всюду чувствуется, буквально просвечивает даже сквозь байки и анекдоты.

Настрой задает, конечно, история ссыльных родителей (хотя и вскользь упомянутая), а дальше — то Маркс-Энгельс-Ленин всплывут, то нелюбимый автором Путин помашет, то им же любимый Чубайс промелькнет… А то вдруг на совсем уж грубые, несвойственные этому автору словечки наткнешься — «гэбня» или «коммуняки»употребленные, кажется, скорее ритуально, как позывные «свой-чужой» для определенного круга читателей.

Такими же ритуальными показались мне и признания типа «ненавижу советскую власть», потому что ни общий тон повествования, ни сами истории, которые автор рассказывает, этого как-то не подтверждают. Напротив, видно, как старательно ищет он баланс и компромисс между распроклятым прошлым и непонятно каким настоящим, между литературой советской и — постсоветской, между писателями близкого Чупринину либерального крыла и неблизкого крыла патриотического… Подтверждений тому много — от придуманной им когда-то фразы «Советская власть продержалась так долго, что у нее успело нарасти и кое-что хорошее» до признания, что при переиздании своих знаменитых словарей он изъял из них сведения о былой партийности литераторов (и правильно сделал, что бы там ни писали по этому поводу в Фейсбуке).

Стремясь быть объективным, Чупринин на конкретных примерах показывает, что на самом деле отношение «СофьиВласьевны» к литературе, к писателям и вообще к интеллигенции было не таким уж однозначным. «Смотрите сами: в феврале 1970 года выдавливают Александра Твардовского из "Нового мира" — и в декабре того же года изгоняют Анатолия Никонова с должности главного редактора журнала "Молодая гвардия". Или, например, честно признает: отнюдь не все запрещенные при советской власти тексты оказались после отмены цензуры достойными опубликования…

Нужна определенная смелость, чтобы обо всех этих вещах написать. Притом что и в жизни, и в литературе Сергей Иванович Чупринин, как мне представляется, не любит острых углов, открытой конфронтации. Да, он не состоял в КПСС, не хаживал в депутаты, но и диссидентом, как сам говорит, не был. На площади у Белого Дома постоял в августе 91-го, да и домой пошел. Он — не Проханов, не Лимонов. Но и не Ерофеев, не Быков. Он — Чупринин, человек до мозга костей литературный, вся его жизнь — в литературе. Кажется, он и рад бы вообще не касаться политики, да вот приходится.

Дочитывая книгу, я думала о том, что сам автор представляет собой интересный феномен нашей культуры. Выходец из провинции (о чем он в книге неоднократно напоминает), сделавшийся редактором ведущего литературного журнала, известным критиком, председателем жюри разных премий, литературным экспертом и профессором словесности, от которого зависит теперь литературная судьба многих столичных и нестоличных авторов. С одними он дружит, других сторонится, но о тех и других пишет, по крайней мере, с уважением, без заигрывания со «своими» и брезгливого высокомерия к «чужим». А между дружбой и литературой всегда выбирает литературу. Он даже между своей собственной жизнью и литературой выбирает литературу. И потому, взявшись писать книгу о своей жизни, пишет очередную книгу о литературе. Ну и хвала ему за это!

Книжка вышла хорошая — емкая, поучительная, занимательная, достаточно откровенная, достаточно объективная, очевидно честная и вполне толерантная.

Название ей на самом деле «Моя жизнь в литературе», и даже не так: «Моя жизнь — в литературе». Но автор — человек скромный, поэтому — «Фейсбучный роман», что тоже неплохо, если вспомнить, что фейс — лицо, а бук — книга.



Другие статьи автора: ШИШКОВА-ШИПУНОВА Светлана

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба