Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №6, 2017
В наше торговое время — все начинается с ярмарки.
В апреле 2015 года четыре дагестанских фотохудожника показали в Тбилиси свои работы. Выставка называлась «Кавказский экспресс». Продолжена в том же 2015 году в Национальной библиотеке Республики Дагестан, в Махачкале.
Триумф был всекавказский!
Назову фотохудожников: Камиль Чутуев, Магомед Гаджиев, Нина Тер-Семенова, Арчил Кикодзе. Пейзажи, портреты, массовые и жанроваыве сцены… Гимн Кавказу! Эффект такой, что под обложку рвутся журналисты, литераторы… Проект из фотографического становится словесным… философским… общекультурным. Фолиант набирает вес, так что в руки его берешь не только с восхищением, но и с осторожностью: размер — 24х24, три с половиной сотни страниц текста, более ста авторов…
Не перечисляя их всех, процитирую народного писателя Дагестана — Магомед-Расула, который следующим образом очерчивает авторский состав:
«В одной книге, рядом оказались произведения доктора технических наук, радиста и военного разведчика из Санкт-Петербурга Васи лия Семёнова и только-только начинающей свой жизненный путь ученицы 10 класса каспийской средней школы из Дагестана Анастасии Блищавенко; историка-архивиста и барда из Москвы Виктора Леонидова и публициста из аула златокузнецов Кубачи Саида Ниналалова; сценариста, прозаика и фотохудожника из Тбилиси АрчилаКикодзе и писательницы из Красноярска Марины Саввиных...»
Откуда авторы?
Вот перечень их адресов: Санкт-Петербург, Габрово, Бишкек, Дербент, Каспийск, Грозный, Львов, Красноярск, Ульяновск, Одесса, Севастополь, Кропоткин, Владимир, а также — без уточнения городов — Бельгия, Финляндия, Германия, впрочем, в одном случае с уточнением: Саарбрюккен,
Главные же адреса: Махачкала и Москва.
Основные «вагоны» «Экспресса»: «Проза», «Поэзия» (по полста авторов) и менее объемные, но не менее интересные: «Переводы» и «Почтовый вагон» (архивы)…
Составитель тома Марат Гаджиев так определяет общий смысл книги:
«В идее сборника лежит важный воспитательный аспект, расчитанный на молодое поколение: приобщение молодёжи к плодам просвещения, формирование гражданской позиции и раскрытие юного таланта».
Всё я, конечно, не охвачу. Но выделю то, что на мой взгляд существенно.
С одной оговоркой.
Ярчайший материал в томе — очерк Евгении Брешко-Брешковской о Магомеде Эфендиеве, которого — молоденького горца — Лев Толстой спас от русской полиции и сделал постоянным жителем Ясной Поляны. По журналистскому фартумне посчастливилось прочесть этот очерк до того, как он попал в «Экспресс» (я и не знал, что он там опубликуется). Я этот материал успел проанализирвать в журнале «Дружба народов» (2017, № 4), не буду повторяться.
А возьму из «Экспресса» три сюжета, которые кажутся мне знаменательными. Один — Ясное поле. Другой — Тёмная тайна. И третий — Честные слёзы, когда надо сцепить то и это…
Ясное Поле открывается в разделе «Прозы» очерком Александра Торопцева «Дагестан-71». Автор — московский инженер. За плечами — армия, факультет, стройотряд. Высшее образование — обязательно, оно или уже оформлено, или вот-вот оформится. В особой чести — физмат — и по отблеску атомного вооружения, которое делают физики, и по степени свободы самоосуществления, идущего с советских времен.
Если девушки, то «комсомолки, спортсменки».
Работа в стройотрядах — не черная, а профессионально-квалифицированная. Скажем: выстроить ряд домов к такому-то сроку. Как строить — стройотрядовцы знают. И даже щеголяют своими знаниями, не расшифровывая для лопоухихсвоего профжаргона. Я, лопоухий, долго не мог понять, что такое РБУ (потом наконец усёк: растворобетонный узел). А некоторые профтонкости так и остаются для знатоков: «обвязка, опалубка, сейсмопояс, мауэрлат, фасад, кантуй… э, да если, к примеру, разобраться в этимолгии этих слов, то любознательный человек узает чуть ли не всю историю человечества».
Потом в перечне всплывает РОВД, и история человечества начинает укладываться в общеизвестные параметры. ЭПЛ и КНИИ знатоки и так понимают, а ДГУ и РТФ понемногу начинаем понимать и мы, любознательные человеки.
Местных жителей москвичи называют дагами. И те не обижаются: отношения тут свойские. С непременной совместной выпивкой — «для целкости».
Договор — дороже денег! Дома должны быть выстрены точно к сроку! Отговорки не принимаются (кончилось сырье, не завезли деталей и т.д.). В срок не достроили — ни копейки не получите, а успеете достроить — расчёт до копейки!
Отношения хорошо просчитаны. Ясное Поле!
А чтобы ситуация в этом поле не показалась такой уж безоблачной, следом за «Дагестаном» Торопцева в «Экспрессе» следует «Кахетинский поезд» Арчила Кикодзе — рассказ, пронизанный мраком таинственности и, по мнению составителей, исполненный с особенным мастерством.
Мастерство сответствует тонкости задачи.
Вроде бы всё страшное позади: и пытки, которым герой потерял счет, и стрельба, к которой он давно привык, всё это в прошлом. Но покоя нет: у Гургена подрастает сын, и как этот сын удержится от вербовки в новейшие агрессивные мафии — непонятно. Кажется Гургену, когда до него доносятся звуки выстрелов, что это стреляет — сын.
Тонкость повествования — в том, что ни отец, ни мы, читатели, так и не узнаём, в какую именно очередную мафию сына могут завербовать… в национальную, в интернациональную или ещё в какую, в том-то и ужас, что мафия может оказаться любой, а человек устоять против вербовки не может: на дне его души — таинственный мрак, и отзывается душа на самые безумные вывороты новейшей истории.
А раз так, то жди беды. Будь готов к катастрофе. Ожидай предательства… даже от собственного сына.
Как это выдержать? Чем обернется бытие — под какими очередными лозунгами? Слезами обернется!
Честными слезами… чем и завершу я сейчас портрет современного человека, очерченный в «Кавказском экспрессе».
Рассказ Расула Кадиева «Вторжение в забытый мир».
Дагестанцы принимают гостей — космонавтов из США. Как американцы сюда попали, не очень ясно: наверно, это государственная тайна. Люди думают, что прилетели на шаровой молнии: для огромного числа людей это объяснение куда понятнее, чем космические маршруты пилотов.
Итак, американские гости сидят за общим столом с дагестанскими хозяевами. И тут местная старушка… подкрадывается к американцам, держа в руке пакет… и просит ее выслушать.
Передаю ей слово:
«— Ди цо хабар бугу. Дин вас... — начала смущенно говорить старушка на своём языке. Заплакала. Вытерла слезы кончиком платка. Опять стала говорить. Опять заплакала. Периодически лицо ее становилось злым, но потом она вновь плакала.
Ник с Джеком смущенно стояли и вопросительно смотрели на Саддама.
Саддам обнял бабушку за плечо и, взяв пакет, повел Ника и Джека дальше к выходу из аула.
— Это наша Меседу. Очень давно ее сын в драке убил сельчанина. По нашему обычаю ему должны были отомстить. Он убежал из села, примерно в 90-е. Потом в селе пошёл слух, что он в Америке. Его младший брат к тому моменту помирился с кровниками. И по решению джамаата его отправили за старшим братом в Америку.
Ни тот, ни другой так и не вернулись. Меседу осталась без детей. Вот, просит передать сыновьям в Америку письмо и сушеную колбасу. Я не мог ей отказать.
— Мы отвезем, — сказал Ник и протянул руку за пакетом…»
И так, и эдак слезы. Или радостные — потому что дети спаслись, уехав в Америку.
Или горькие — потому что из Америки дети не вернулись. В любом случае — слезы.
Честные слезы.
* * *
Еще три штриха.
Из «поэтического вагона» «Кавказского экспресса» процитирую трех авторов, которых хорошо знаю и за творчеством которых давно слежу.
Елизавета Дейк:
Раз обезлюдел рай давно когда-то
(Назвать сегодня трудно точно дату), —
Вот и живём здесь веку испокон.
Грешим, творим кумиров, убиваем,
Воюем — кто в Инете, кто в трамвае,
Но по старинке действет закон.
Рай не спасет. Интернет теперь — как трамвай. Законы и беззаконие по-прежнему — в наших душах.
Кирилл Ковальджи:
Все люди братья…
(а первые –
Каин и Авель).
В корень! Если изначально — то и навечно? Когда вновь будет проваливаться человечество в братоубийство, вспомним, кем были друг другу Каин и Авель. (Мы — вспомним… уже без Кирилла. Мир его праху…)
Григорий Вихров:
Красною звездою деда
Дом украшен. Век знаком.
Накорми меня, Победа,
Материнским молоком.
Добавить нечего.
* * *
Всё же добавлю — об издательских перспективах. Создатели «Кавказского экспресса» пишут, что альманах — первая книга из будущей серии. То есть «Кавказский экспресс» будет продолжен. Не только как дагестанский — он проследует и по другим склонам Кавказа. А может, не только Кавказа.
Будем ждать. Будем читать. Будем осмыслять.