Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №6, 2018

Анна ТРУШКИНА
На дальний гул, к неуловимому эху

(А.Грицман. «Спецхран»)

Андрей Грицман. Спецхран. — М.: Воймега, 2018.

 

Андрей Грицман хорошо известен в литературном сообществе как издатель и главный редактор международного журнала «Интерпоэзия», а также как самостоятельный поэт и эссеист, пишущий на двух языках. Можно сказать, что Грицман успешно сидит сразу на трех стульях: он, несомненно, московский лирик с крепкой традицией за плечами, во-вторых, поэт российской диаспоры в Нью-Йорке и, наконец, в-третьих, стихотворец, пишущий по-английски и занимающий достойное место на англоязычной литературной карте. В издательстве «Воймега» только что вышла его новая книга. Со времени выхода предыдущего сборника, «Кошка», прошло уже четыре года. Интересно сравнить, как трансформировался поэтический мир Андрея Грицмана за это время. И изменился ли он вообще?

Книга разделена на три объемные части: «Прогулка по родному городу», «Спецхран» и «Место для курения». Первый раздел сразу заставляет задуматься: а какой город является для автора родным? Грицман родился в Москве, но живет в США — уже очень давно, с 1981 года. Стихотворение, открывающее книгу, а значит, важное для автора, похоже на ретроспективу, которая проносится в сознании перед сном. Набор разрозненных картин из школьной и студенческой жизни, отнюдь не элегических, как можно подумать, но объединенных ностальгией по юности. Здесь уместно вспомнить, что автор — еще и практикующий врач-диагност. Отсюда и медицинская лексика — сумерек астмасукровица ночного разговора, безжизненный анабиозный сад.

Тема первого стихотворения развивается и в последующих. Это прощание с Москвой 70-х, с молодостью, с тем советским бытием, которого уже нет. И совсем не потому, что автор поменял место жительства. Это родной город, прогулку по которому можно совершить уже только во сне:

 

Но свободна моя

по бульварам бредущая память.

Только следом летит

не замеченный в сумерках ворон.

 

Конечно, тот самый ворон, который каркает свое неутешительное «Nevermore». А поиски себя сегодняшнего, попытка самоидентификации происходит уже среди нью-йоркских пейзажей. Отдельно хочу остановиться на стихотворении «Катер». Оно выстроено вокруг двух персонажей, одиноко выпивающих и — каждый из своего, так сказать, хронотопа — смотрящих на одно и то же судно, которое плывет по Гудзону. Друг, сидящий в старой московской хинкальной, — не альтер эго ли это лирического героя? Двойник, оставшийся в России и проживший отринутый героем сценарий?

Да, родного города поэта не обнаружить на Yandex.maps, он существует только во внутреннем пространстве. Оно вбирает в себя и ностальгическую Москву времен юности, и современную Америку XXI века, впитанную и освоенную. Прошлое и настоящее, Россия и США не разделены в поэтическом сознании, они перетекают друг в друга, вот и получается, что «Манхэттен плывет в пионерское лето». Так что и со временем, и с пространством отношения у автора сложные.

Второй раздел, «Спецхран», давший название всей книге, помещен в ее середину не просто так — это ее сердце, ее смысловой центр. Он находится еще глубже, чем метафизический родной город, — там, где границы стран и времен стерты, где главное — поиск вечной истины. Недаром эта часть книги открывается стихами на библейские мотивы. Это пространство поисков Абсолюта, эгоистически личное здесь уже не имеет особого веса. Для авторского сознания Абсолют ближе всего в инкарнации Голоса, постоянно звучащего и зовущего. Только он не теряет ценности:

 

Голос останется за пределом ткани,

За пределом горечи, речи, ночи.

 

Дорога, зал ожидания, поезд — образы, знакомые читателю еще по «Кошке», продолжают развиваться и под обложкой новой книги, особенно сгущаясь в третьем разделе, озаглавленном «железнодорожной» метафорой «Место для курения». Сверхтема поэта Грицманапереходящая из стихотворения в стихотворение, — путешествие души по времени и пространству. Вагон, купе — излюбленная авторская локация, где могут зримо воплотиться мотивы одиночества, неприкаянности, бесприютности, самоощущение вечного транзитного пассажира, преследующее лирического героя.

 Еще в «Кошке» было заметно, как сильно на Грицмана влияет поэтика современной англоязычной лирики. В «Спецхране» эта тенденция еще более ощутима: автор все чаще не ищет точных рифм, уходит от силлаботоники, тяготеет к прозаической интонации. Можно сказать, что живая речь, тон задушевного разговора для Грицмана имеет куда больший вес, чем жесткая структура классической формы.

 

Что ж, мы-то с тобой уроды,

пьем настойку на травах,

нам только известных,

на бессловесном бреде,

на падежах, корнях бесполезных.

 

Потому что даже в дружеских беседах, в обычных кухонных разговорах, в диалоге с самим собой чувствительное ухо порой может распознать тот самый голос.

 

Мужчина стареет как волк в диком поле,

ища реку родную.

Потом на пределе —

видит душу свою, как маяк в тумане,

плывущий, зримый, недостижимый.

 

Поэтика Андрея Грицмана не претерпела коренных изменений за четыре прошедших года. Автор додумывает свои мысли, развивает свои темы так, как привык это делать: без крика, экзальтации, резких движений. Просто продолжает свой путь.

 

 



Другие статьи автора: ТРУШКИНА Анна

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба