Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №7, 2013

Владимир Губайловский
Цена победы

Губайловский Владимир Алексеевич — поэт, эссеист, литературный критик. Родился в 1960 году. В 1982 окончил мехмат МГУ. Публикуется как поэт с 1985 года.  В 1990-е годы появились его критические статьи и эссе. Автор двух книг стихов, в т.ч. «Судьба человека» (М., Центр современной литературы, 2008), многих критических статей и рецензий, посвященных новейшей русской поэзии, а также романа «Учитель цинизма». С 2004 работает в журнале «Новый мир». Живет в Москве.

 

 

Enfant terrible

 

Марат Сафин, Россия — Феликс Мантилья, Испания — 4:6, 6:2, 2:6, 7:6 (7:4), 11:9.

Открытый чемпионат Франции по теннису 2004 г. Мужской одиночный разряд. Второй круг.

 

Марат Сафин выходит к сетке

И необыкновенно изящным коротким кроссом

Выигрывает мяч.

Публика аплодирует.

Марат поворачивается к судье спиной

И приспускает шорты…

От избытка чувств, вероятно.

По счастью, под шортами оказались плавки.

Трибуны — ахают.

Судья объявляет Сафину штраф.

Соперник обескуражен.

Сафин идет на подачу, как ни в чем не бывало.

Enfant terrible мирового тенниса идет на подачу.

Но это же возмутительно!

Ну, конечно, возмутительно,

Просто возмутительнее не бывает,

А то…

           

                                               Пас

 

«Чикаго буллс» — «Юта Джаз» — 90:86. Финал NBA 1997 г. Шестая игра. Чикаго, Иллинойс.

«Чикаго буллс» победили в серии 4:2 и в 5-й раз стали победителями NBA.

 

Счет равный. Остаются секунды.

«Буллс» идет в атаку.

Мяч, конечно, у Майкла Джордана.

И «Джаз» сходит с ума.

Накрывать Джордана бросаются трое.

Он ныряет под руки,

Он исполняет великолепный танец.

Ему удается выпрыгнуть.

Уже в полете он видит Керра,

Одиноко стоящего на дуге,

И вместо броска,

Который от него ждали все,

Который ждал от себя он сам,

Джордан мгновенно меняет решенье —

И пасует Керру.

Керру никто не мешает,

И он — отличный снайпер — бросает.

Мяч в корзине.

За пять секунд до конца «Буллс» выходит вперед.

Это — победа.

Как важно вовремя забыть, что ты лучший.

 

 

Почти античная трагедия

 

Пит Сампрас, США — Джим Курье, США — 6:7(3:7), 6:7(4:7), 6:3, 6:4, 6:3. Открытый чемпионат Австралии по теннису 1995 г. Мужской одиночный разряд. Четвертьфинал.

 

Пит плачет. Но подает на вылет.

Джим Курье растерян.

Как играть с человеком, у которого по лицу текут слезы?

Пит берет полотенце.

Он вытирает слезы, чтобы они не мешали

Видеть корт и попадать в линии.

Утром у Тима Галиксона был тяжелейший приступ.

Его увезли с турнира. У него рак мозга.

Пит оплакивает тренера и друга.

Он бьет по мячу — мощно и точно.

На центральным корте Australian Open

Звучит реквием на теннисной ракетке.

Его ловят чуткие микрофоны,

Он раскатывается по целому миру,

Склонившему голову

Перед явлением скорби и силы.

Полотенце промокло.

Ахилл оплакивает Патрокла.

 

 

Комментарий к одному ходу Михаила Таля

 

Таль жертвует коня.

Позиция обостряется.

Его фигуры стоят идеально.

Трагедия в том, что это еще не победа.

 

 

Фальстарт

 

Предварительный забег на 100 метров. Чемпионат мира IAAF 2003 г. Сен-Дени, Франция. После второго фальстарта Джон Драммонд был дисквалифицирован.

 

                           После второго фальстарта

                           Судья показал ему красную карту.

                           Твои мускулы поют как струны,

                           Тело полно силы,

                           Как полон неродившимся звуком

                           Идеально настроенный инструмент.

                           Получится ли снова

                           Настроить каждую клеточку тела,

                           Чтобы оно было готово

                           К победному бегу?

                           Он отказался уйти в раздевалку.

                           Он вышел вперед

                           И лег поперек

                           Беговой дорожки.

                           Он лежал, закинув руки,

                           Он лежал, глядя в небо.

                           А на старте переминались его соперники

                           И не двигались с места.

                           Им некуда было бежать,

                           Потому что он лежал.

                           А вокруг суетились судьи,

                           Призывали его к порядку,

                           Взывали к совести, махали руками,

                           Их возмущению не было предела…

                           Только через час он поднялся,

                           Ссутулившийся, вдруг постаревший.

                           Его окружил целый табор

                           Операторов и фотографов.

                           Они забегали спереди, подползали снизу,

                           Нависали сверху, заглядывали сбоку,

                           И снимали, снимали, снимали

                           Лицо, искаженное горем и гневом…

                           Забеги продолжились в штатном режиме.

 

 

«Соме on

 

Мария Шарапова, Россия — Сара Эррани, Италия — 6:3, 6:2.

Открытый чемпионат Франции по теннису 2012. Женский одиночный разряд. Финал.

 

В пасмурное небо Парижа

Во весь голос

Выкрикни свой «Come on

А потом отвернись к рекламным щитам

И, теребя струны ракетки,

Тихо-тихо сама с собой

Уговори, утихомирь, успокой…

Слейся с ракеткой,

Контролируй полет мяча,

Усилием воли

Заставь его задеть линию.

Подача, выход к сетке, drive-volley!

«Come on

Вы сегодня прекрасны, сударыня.

 

 

20 лет спустя

 

Майкл Мурер, США — Джордж Форман, США. 5 ноября 1994 г. Лас-Вегас, Невада. 
Чемпионский бой за титулы WBA и IBF в тяжелом весе. Бой 12-раундов.

 

10 раундов Форман стоял, прижавшись к канатам,

Закрывшись перчатками,

Под градом ударов

Стоял и терпел.

Ему уже 45 лет,

Он не может порхать по рингу,

Как 20 лет назад,

Когда он проиграл великому Мохаммеду Али.

Но он может стоять,

10 раундов под градом ударов,

Понимая, что все судьи

Уже отдали победу противнику.

Терпеть и ждать.

Поединок заканчивается

У Формана нет ни единого шанса.

Мурер уверен, что победил,

И на мгновенье он ослабляет контроль.

Удар Формана —

Тяжелый, как трамвайная полуось, —

В челюсть.

Мурер рушится на пол.

Судья начинает счет.

Мурер лежит без движенья.

Счет кончается. 10!

Мурер не может подняться.

Это — нокаут.

Форман становится чемпионом мира

Второй раз —

20 лет спустя.

 

 

            Цена победы

 

Твоя победа стоит ровно столько,

Сколько стоит поражение твоего соперника.

Если ты победитель — твой соперник повержен,

Если ты победитель — твой соперник унижен.

Если ты победитель, значит — ты выше —

Хочешь ты этого или не хочешь.

Неправда, что все это любят.

Есть люди, которые побеждают

Только самих себя.

Неправда, что они слабы духом и телом,

Неправда, что они не способны бороться,

Превозмогая боль и усталость.

Но они участвуют только в таких скачках,

Где у них нет и не может быть ни одного соперника.

Разве что лед, холод и скалы.

 

                       

              Сверхчеловек

 

Спортсмены не умеют говорить

На человеческом языке.

Они используют язык жестов и междометий.

Они говорят языком тела.

Если язык — видовое отличие человека,

То спортсмены — не люди.

Но звериное чутье, позволяющее чувствовать спиной

Приближение противника

И отдавать точный пас, не видя партнера;

Невероятно зоркое периферийное зрение;

Способность предугадывать будущее —

Знать куда полетит мяч, и что предпримет противник;

Способность реагировать быстрее,

чем электрический сигнал проходит по нервам,

И его обрабатывает мозг —

Делают спортсмена сверхчеловеком,

Которому человеческий язык,

В общем, не нужен.

Разве для того, чтобы после победы сказать:

«Спасибо всем!»



Другие статьи автора: Губайловский Владимир

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба