Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №7, 2013

Дина Хисамова
Художники — Универсиаде

12 марта 2013 года в Казани торжественно открылась всероссийская художественная выставка «О спорт! Ты — мир!», посвященная предстоящей Универсиаде. На ней были представлены работы на спортивную тему. Экспозиция разместилась в Галерее современного искусства.

Всероссийская художественная выставка «О, спорт! Ты — мир!» — одна из первых масштабных художественных выставок нового времени, посвященных спорту в постсоветский период. Она охватывает творчество художников целого ряда регионов страны. В ней приняли участие живописцы, скульпторы, графики и художники декоративно-прикладного искусства из Астрахани, Владимира, Воронежа, Иваново, Ишимбая, Казани, Калуги, Костромы, Курска, Омска, Пензы, Москвы и Московской области, Нижневартовска, Ростова-на-Дону, Рязани, Ярославля.

Лозунгом олимпийского движения стала знаменитая фраза Пьера де Кубертена «О, спорт! Ты — мир!», в котором содержится призыв к единению всего человечества. Внутренняя и внешняя эстетика, сила напряжения и эмоциональной отдачи, радость переживания «мук творчества» и результата роднят его с искусством.

Традиции художественных выставок, посвященных теме спорта и зрелищ, простираются из советской эпохи, когда крупные спортивные форумы — Спартакиады народов СССР и олимпийские соревнования — сопровождались грандиозным развитием темы спорта средствами изобразительного искусства, поскольку спорт составлял одно из значительных тематических направлений в советском искусстве. В изобразительном искусстве Татарстана тема спорта преломлялась в основном в изображении Сабантуя — народного традиционного праздника, сопровождающегося соревнованиями и спортивными играми. Красочность и зрелищность Сабантуя отразилась в разных жанрах изобразительного искусства Татарстана и представляет отдельную тему.

Всероссийская художественная выставка «О, спорт! Ты — мир!» — это гимн спорту, приветствие двум крупнейшим спортивным форумам — Всемирной Универсиаде в Казани и Зимним Олимпийским играм в Сочи. Этот гимн звучит на художественном языке всех видов искусства. Выставка предлагает зрителю оценить в спорте мгновения чистых побед и физическую красоту спортсменов, не акцентируя внимание на трудностях борьбы и сиюминутности поражений. Возрождая традицию «спортивных» выставок, она дает богатый материал для всех, кто интересуется искусством и спортом в искусстве.

Проведению же выставки предшествовали подготовительные акции творческих союзов России, направленные на привлечение внимания художников к спортивной тематике и на создание в этом направлении произведений высокого художественного уровня.

Тема спорта преломляется в произведениях художников во всех жанрах искусства, привлекая мастеров своей красотой, выразительностью, драматизмом борьбы, эмоциональной насыщенностью. Спорт предоставляет художникам прекрасные возможности своей яркой зрелищной праздничностью.

Воплощение самой темы диктует мастерам различные подходы к ее реализации — от традиционных жанровых полотен и листов со сценами соревнований и моментов борьбы, портретов спортсменов и их наставников до аллегорических, метафорических, символических композиций, выражающих дух, стремительность и энергию спорта.

Всероссийская выставка «О, спорт! Ты — мир!» собрала на одной площадке мастеров, всех тех, кому интересно воплощение спортивной темы. Художники Татарстана органично влились своими произведениями в общероссийский проект. Среди них — работы А. Абзгильдина, В. Выборнова, З. Гимаева,

Е. Голубцова, А. Дорофеева, М. Кузнецова, А. Лопаткина, В. Пискарева, И. Самакаева и многих других ведущих художников Татарстана.

Среди известных российских мастеров, чьи произведения представлены на выставке — заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, вдохновитель «спортивных» проектов в области декоративного искусства Галина Корзина (Москва), авторы Иван Харченко (Сергиев Посад), Марина Нечепорук (Москва).

Выставка предоставила возможность художникам воплотить свои смелые замыслы и в монументальном искусстве. В технике искусства флорентийской мозаики выполнено панно «Эстафета» народного художника России С. Горяева. Серия эмалей З. Церетели «Олимпийцы» относит зрителя к традициям чернофигурного стиля греческой античности. Современным прочтением монументальных форм является цифровая печать, в которой работает К. Худяков.

Живописный раздел выставки представлен портретами спортсменов и жанровыми полотнами: портреты чемпионов СССР В. Брумеля, С. Щербакова (работы О. Савостюка, А. Власенко), единоборство фехтовальщиков (А. Гулев-ский, Воронеж), спортивный бег (Н. Крутов, Москва), психология профессионального бокса (Е. Уткин, Тольятти), играющие дети и подростки (В. Кувин, Владимир, М. Золотых, Курск, А. Акиндинов, Рязань). Особый интерес представляет раздел скульптуры, знакомящий с произведениями известнейших в стране мастеров пластического искусства: Д. Тугаринова, Т. Субханкулова,

Н. Иванова, Г. Красношлыкова, И. Черноглазова и молодых талантливых авторов, активных участников художественных выставок.

Графический раздел тоже составлен из произведений широко известных в стране мастеров: литографии А. Якушина, плакаты М. Авакумова, профессоров и руководителей творческих мастерских МГАХИ им. В.И. Сурикова, воспитавших не одно поколение талантливых художников, демонстрирующих зрителям не только талантливое решение темы, но и блестящее мастерство, эмоциональность.

Выставка является одним из этапов реализации большого творческого проекта Союза художников России и Творческого Союза художников России, посвященного Всемирной Универсиаде 2013 года в Казани и Играм Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, который осуществляется в содружестве с музеями России.

 

Казань



Другие статьи автора: Хисамова Дина

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба