Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №8, 2013

Лев Дьяконицын
Сердцем и кистью

Живопись Мананы Бобохидзе — явление незаурядное не только в искусстве Грузии. Сторонников академической живописи может шокировать необычность ее фантазии, сплав реального и легендарного, огненные краски ее полотен, но именно эти качества сделали имя художницы необыкновенно популярным. Где бы ни проходили выставки ее работ, они неизменно привлекают, вызывая споры.

Живопись художницы предельно искренна, национальна, народна. В ее холстах много личного и сокровенного: надежды и разочарования, радости и печали.

Словно близких, дорогих людей Манана пишет образы Давида Строителя, царицы Тамары, полководца Георгия Саакадзе, художников Нико Пиросмани и Ладо Гудиашвили, а рядом с ними в портретную галерею Бобохидзе вошли Андрей Рублев, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Евгений Евтушенко и другие...

Дочь Грузии, Манана Бобохидзе по праву гордится и славит многовековую культуру своей Родины. Ей дороги не только жемчужины грузинского зодчества, музыки, поэзии, но сама память земли. Она пишет портреты безымянных певцов, горцев, воинов и поэтов, пишет суровые безлюдные дороги Хевсуретии, горные перевалы.

Стихия художницы — цвет.

Выросшая в поэтической семье, Манана с детства жила в мире искусства, в мире народных преданий и песен. Ее родители — поэты Вера Шубладзе и Кале Бобохидзе — дружили со многими видными деятелями искусства не только Грузии. В их доме бывали Заболоцкий, Пастернак и другие поэты, а также российские художники и архитекторы.

Пройдя строгую реалистическую школу живописи в Тбилисской академии художеств, которую она окончила в 1971 году, Манана осталась верна тем не менее романтической традиции грузинского народного искусства. Язык, манера письма художницы близки народному восприятию, народным канонам в образном воплощении тем, смелым сравнениям, краскам, фольклорной емкости повествования.

Манана Бобохидзе любит «постоянные эпитеты», народные метафоры образа: иконописные мечтательные лица, легкие наклоны голов, лебединые шеи, рдеющие губы красавиц, мужественную седину мужских лиц, смелый поэтиче-ский монтаж действия. Экспрессивное смысловое выражение происходящего органично подчеркнуто в живописиМананы аллегорией, ассоциацией: горящей свечой, шелестом трав, цветов, деревьев, бегом дороги, взвихрением пространства.

Она ценит и бережет чистоту и тембр звучания цвета, ибо стремится к символическому строю образа во всем.

В живописи Мананы привлекают темп и ритм исполнения — вещи, о которых порой забывают живописцы. Эти темп и ритм исполнения, в чем-то родственные романсовому звучанию в музыке, обнажают непосредственность руки и сердца художницы. Холсты Бобохидзе многозначны, обращены к современности и истории одновременно.

Широкий кругозор, масштаб оценки особенно выпукло сказываются в портретах художницы.

Портреты Бобохидзе не натурны, а воображаемы, в чем-то театральны, и главное в них — своеобразие духа, стойкость, благородство рыцарского характера.

«Я ищу идеальное в людях», — говорит Манана.

Искусство Мананы Бобохидзе ярко, взволнованно повествующее о современности и родной истории, будит высокие гражданские чувства.

Принципиален новаторский вклад художницы в развитие народных, фольклорных начал в современную живопись, в обогащение этих начал острым психологизмом, высокой школой письма.

 

Лев ДЬЯКОНИЦЫН

 

 

Манана Бобохидзе

 

1961 — окончила среднюю школу № 23, Тбилиси.

1961—1965 закончила Институт иностранных языков, факультет французского языка.

1968—1973 закончила Академию художеств Грузии, факультет живописи.

1973 — персональная выставка. Тбилиси. ЦДХ .

1981 — персональная выставка. Тбилиси. Национальная Библиотека.

1982 — персональная выставка. Рустави. Дом химика.

1983 — персональная выставка. Москва. ЦДЛ.

1983 — персональная выставка. Москва. ЦДРИ.

1984 — персональная выставка. Москва. МХАТ.

1984 — персональная выставка. Москва. Театр им. М.Н. Ермоловой.

1985 — персональная выставка. Зеленоград. Дворец культуры.

1985 — персональная выставка. Дубна. Дворец науки.

1985 — персональная выставка. Катуар. Дом культуры.

1986 — персональная выставка. Екатеринбург. Уралмаш, Дом культуры.

 

Всего 14 персональных выставок.

 

10 декабря 2010, потеряв дом и имущество, умерла в глубокой нищете. Похоронена в Дидубийском пантеоне писателей и общественных деятелей Грузии (Тбилиси).

Картины Мананы Бобохидзе хранятся в личных коллекциях Франции, России, Германии, Испании, Швеции, Кореи, США, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии.



Другие статьи автора: Дьяконицын Лев

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021д№9, 2021д№10, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба