Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №8, 2016

Юрий ПОДПОРЕНКО
Художественная летопись недавней истории

На цветных вклейках этого номера размещены репродукции живописных произведений из коллекции Международной конфедерации Союзов художников, о которой стоит рассказать подробнее.

День рождения Международной конфедерации Союзов художников — 22 апреля 1992 года. Именно в этот день в последний раз собрались делегаты VIII съезда Союза художников СССР, чтобы поставить условную точку в истории своего Союза: утвердить решение Ликвидационной комиссии СХ СССР и стать делегатами I-го учредительного конгресса Международной конфедерации.

Да, в отличие от политиков художники не хотели «разводиться». Многие были в растеряности от стремительных перемен, но нашлись и те, кто понимал: организацию, их объединившую, надо сохранить, изменив, применительно к новым историческим условиям, ее форму. Теперь, после распада Советского Союза, собрались уже не делегаты, представляющие республиканские Союзы художников, а представители суверенных независимых государств. Поэтому сразу же возник принцип Конфедерации, членами которой становятся организации, а не физические лица, как было в СХ СССР. Другим важнейшим принципом стало определение состава Конфедерации. С учетом того, что правопреемниками СХ СССР были объявлены все региональные Союзы художников, в него входившие, то они и стали учредителями МКСХ. А так как незадолго до этого в составе СХ СССР были выделены как самостоятельные члены три городских Союза — Московский, Ленинградский и Киевский, то они получили в новой организации статус, равный республиканским.

В нынешнем составе Конфедерации сформировалась не сразу. Изначально отказались входить в новую международную организацию союзы художников Латвии, Литвы и Эстонии. Некоторые Союзы поначалу воздержались, но уже к 1994 году в МКСХ вошли все Союзы художников стран, составивших Содружество Независимых Государств плюс три вышеупомянутых городских Союза.

Почти все девяностые годы Конфедерация отстаивала свои права, определенные последним съездом СХ СССР и учредительным конгрессом МКСХ. В результате разбирательств, в том числе и судебных, были доказаны и подтверждены права МКСХ в качестве собственника Центрального Дома Художника и коллекции художественных произведений Союза художников СССР.

Все это позволило в 1998 году начать масштабный проект, который получил название «Московский международный художественный салон ЦДХ». Уже на первом салоне «ЦДХ-1998» стало ясно, что здесь соединились традиция и обновление.

Вот как вспоминает о том времени бессменный Председатель Исполкома МКСХ Масут Махмудович Фаткулин:

«Первый салон — "ЦДХ-1998" — проходил в трудное время. В России все еще было зыбко. И здесь, и в новых независимых государствах все наперебой стали отрекаться от прошлого. Слова «СССР», «Советский Союз» стали настолько ругательными, что мы лишний раз привычное для тысяч художников словосочетание «Союз художников СССР» старались не писать и не произносить. Потому что в ответ нас запросто могли обозвать «наследниками имперского Союза», — до такого «демошиза» доходил перекос либерализма. А слова «интернационализм» и «дружба народов» было модно произносить лишь с издевательской интонацией.

В Конфедерации, где безо всякого пафоса и, разумеется, без кавычек дружба народов и интернационализм осуществлялись в повседневной работе, мы очень остро ощущали эти перегибы в настройках общественного сознания. И, как говорится, молча наводили мосты по своей линии между стремительно возникавшими «островами» новых государств.

Все первые постсоветские годы я держал главную, магистральную цель: Конфедерация из формального, на бумаге, образования должна стать реально действующей организацией. А основой этого может быть только материальная база. Поэтому юридическая борьба за имущество составляла, напомню, главное содержание работы в первые годы. И когда, наконец, первостепенные задачи были выполнены, то встала во весь рост главная цель конфедерации — укрепление связей между художниками в деле развития изобразительного искусства на постсоветском пространстве, воссоздание единого гуманитарного пространства».

Да, с одной стороны, салоны, конечно же, возродили традицию всесоюзных художественных выставок, многие из которых, начиная с 70-х годов, проходили в ЦДХ. С другой стороны, такая структура как «выставком», прежде отбиравший работы на выставку, исчез. Теперь каждый Союз художников должен был сам определять состав своей части экспозиции, что в организационном плане соответствовало, конечно, принципам равноправия, но вот в художественном отношении таило немало неопределенности, поскольку такая выставка могла не состояться как целостная экспозиция. Поэтому было решено каждому салону придавать некую тематическую направленность. Конечно, не политическую и не юбилейную «датскую», а, скорее, общечеловеческую, философски-поэтическую. Вот некоторые из тем, которым были посвящены салоны в разные годы: «Новое поколение», «Среда обитания», «Мир художника», «Если б детства родник…», «Большое в малом», «Художник. Город», «Пути-дороги», «Процесс», «Связь времен», «Люди и Мир», «Образ времени». Помимо темы, в которой доминантой высвечивается тот или иной ракурс художественного взгляда, в каждом салоне делается акцент на том или ином виде или жанре художественного творчества — живопись, графика, гобелен.

Одним из ведущих разделов каждого салона становится внушительная экспозиция, составленная из произведений, входящих в коллекцию Международной конфедерации Союзов художников. Эта коллекция, сформированная еще Союзом художников СССР, включает в себя лучшие произведения многонационального советского изобразительного искусства и является своего рода хранительницей памяти, творческой летописью нескольких десятков лет, когда народы ныне постсоветского пространства жили вместе, деля на всех радости и беды, а художники стремились отражать все это в художественных образах.

В будущем 2017 году Международной конфедерации Союзов художников исполнится четверть века, а в марте, по традиции, должен состояться двадцатый юбилейный Московский международный художественный салон.



Другие статьи автора: ПОДПОРЕНКО Юрий

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021д№9, 2021д№10, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба