Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №8, 2018

Екатерина ЗАДИРКО
Самое обыкновенное необъяснимое, или Как смотреться в зеркало...

Анна Аркатова. Стеклянное пальто. — М.: Воймега, 2017.

 

Название нового сборника стихов Анны Аркатовой «Стеклянное пальто» на первый взгляд представляется странным или даже неудачным, потому что читатель не знает, чего ожидать. Что это, какая-то фантастическая вещь, причудливая метафора, герметичный символ? Однако после прочтения становится ясно, что на самом деле это —удивительно точная формула присутствия лирического «я» в мире, объединяющая различные по тематике, интонации и масштабу тексты.

Стеклянное пальто прозрачно, так что сквозь него можно увидеть человека если не нагим, то более близким, домашним, каким он —  она! — постеснялся бы показаться. Более того, оказывается, что нельзя прикоснуться к его сокровенному бытию иначе, чем через быт: «все твое глубоко личное воплотится в простых вещах», например, когда стоишь перед зеркалом, смотришь сериал или наматываешь шарф от боли в спине. Верно и обратное — обыкновенные предметы, слова и жесты становятся уникальными именно потому, что вовлекаются в это переживание. Повседневность (выбор одежды, готовка, уборка, развлечения, флирт) не противопоставляется экзистенциальному измерению и не отрицается как пустая и неважная, напротив, поэтическое откровение происходит только в ряду насущных дел, мимоходом: «ужас глянет» между бегущих титров, равнодушная галактика вдруг предстанет перед тобой при взгляде на знакомого мужчину, а мысль о Боге придет в голову вслед за мыслью о курице, которую надо бы разморозить. Физическое и метафизическое, трагическое и смешное, стихи и пустяки равноправны, потому что человеческое сердце «знает свою работу» и «пока кружишь от этого к тому // весь мир в него зайдет // по одному». Эта эклектичная коллекция любовных признаний, философских сентенций и постмодернистских опытов воспринимается как целое только благодаря голосу лирической героини, настаивающей на своем «женском» видении и одновременно безжалостно высмеивающей его. Такое сознательное ограничение собственного кругозора позволяет яснее ощутить несостоятельность поэтических претензий сказать нечто важное и невозможность от этих попыток отказаться. Поверхностное и есть глубинное, а притворное — самое настоящее. Не случайно в нескольких стихотворениях готовые образы и сценарии поведения, заимствованные из кино, становятся наиболее адекватным выражением неисчерпаемости и неуловимости жизни.

Такая поэтика не только восходит к критическому сентиментализму Сергея Гандлевского, но и логически развивает его. Стихотворение, написанное на юбилей Гандлевского, имеет подзаголовок «в помощь молодым авторам», как бы разоблачая его ироничную искренность как прием. Вместе с тем именно это разоблачение: перечисление «запретных» тем и описание «старого лирика», который, нарушая табу собственного письма, подходит к окну, чтобы «облако видеть, и звезды, и, блять, луну» — дает возможность увидеть литературные клише как неизбежную и неотменяемую реальность, каждый раз застигающую врасплох.

Открывающее книгу «Наш отель в Лиссабоне мы выбирали в центре…» задает камертон. Тотальная ирония и самоирония, заполняющие весь текст и вдруг выталкивающие за его пределы: «…серый увидеть край // Океана и остолбенеть — кретинка! // Завтра ж музыкой станет всё — и трамвай, трамвай!». Ахматовский «сор» прямо попадает в стихи, они все состоят или даже должны состоять из него, потому что иначе не зазвучит та музыка, которая только и может «всю систему держать в напряженьи», придавая целостность художественному высказыванию.

Заключительный же текст, «Интимная элегия на отход ко сну», обнажает другое лирическое переживание, визуальным выражением которого является стеклянное пальто. Одетый в такое пальто беззащитен и не может укрыться от холода, как женщина не может избежать старения. На протяжении сборника эта тема возникает как повод для прямой насмешки, отстраненной констатации или сентенции, вроде «тоже мне подарок старость — // никому не миновать», но в элегии осмысляется как концентрированный опыт собственной несовершенности и конечности: «пока ты тут, твой ужас будет крут». Осознание неумолимого хода времени заставляет переживать мир как нетождественный самому себе, поэтому  в поисках безопасного — пусть и недоступ-ного — пространства, в котором все «весело и просто», лирическая героиня закономерно обращается к воспоминаниям детства.  В ностальгической перспективе школьная рутина, на самом деле неотличимая от наступившей после неё, предстает как соразмерная человеку среда, которая позволяет приручить время: настоящее — сейчас,  будущее — впереди, а счастье — возможно. Случайные артефакты, которые раньше были будничным нейтральным фоном, как фигурки льва и собачки на столе в кабинете отца, голос Вознесенского из магнитофона или правила правописания «жи-ши», ретроспективно превращаются в источник «смысла которого  // как всегда через край». Разрыв с прошлым — момент озарения, понимания «жизни как она есть», которое тут же подлежит отмене: «укрепись не в вере, но в сомненьях», как сказано в стихотворении «Украинский романс».

Многие тексты приобретают форму таких самодискредитирующих наставлений, которые не разделяют иерархически субъекта речи и читателя на поучающего и поучаемого, а, наоборот, уравнивают их. Лирическая героиня Аркатовой строга и одновременно снисходительна к себе, к окружающей действительности, к читателю, потому что «жизнь преимущественно гуманна», а нам, если заимствовать метафору из стихотворения «Скрабл», всем без изъятия суждено потерпеть поражение в попытках сложить слово «эвкалипт» из случайных букв, выпавших в очередной игре. 

 



Другие статьи автора: ЗАДИРКО Екатерина

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба