Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №9, 2015

Александр ЕВСЮКОВ
Немногословный женский взгляд

Лера Манович. Первый и другие рассказы. — М.: Русский Гулливер, 2015.

Этот сборник рассказов — дебютный у автора. Вышедший совсем небольшим — чуть больше презентационного — тиражом в издательстве, активно ищущем новые имена и готовом рисковать, работая с нераскрученными писателями.

Рассказ — жанр, не обласканный вниманием ни современного читателя, ни критики, ни учредителей литературных премий. Коммерчески «неперспективный». Однако именно рассказы позволяют автору не только произвести разведку боем для будущих больших полотен, но и нащупать пульс живой и сокровенной жизни. Не о каждом человеке возможно написать свою «Одиссею» или «Анну Каренину», или, скажем, «Двенадцать стульев». Но каждый житель планеты под внимательным авторским взглядом в верно найденном ракурсе может стать героем психологически точного и увлекательного рассказа.

Эта тонкая изящно оформленная книга состоит из двух неравных разделов: в первом четырнадцать произведений, во втором — всего два. Рискну предположить, что к такому решению автора — подчеркну, женщину — подтолкнуло внутреннее родство с интонациями и эстетикой Хемингуэя. Каждый из ранних сборников Хема включал в себя как раз 14 рассказов.

Открывает книгу история с простым, но многозначным названием «Первый» — о коротком свидании взрослой женщины с тем, кто был ее первым мужчиной: она сдержанно (и от этого еще более убедительно) демонстрирует свои успешность и независимость, а он, «не похожий на подлеца», но поступающий подло — наоборот, слабость и растерянность. По сюжету новеллы с гаршинским названием «Художники» — в кругу людей искусства женщина оказывается интересна не тем, что готова помогать и заботиться, и даже не тем, какой удивительной энергетикой она заряжает картины, для которых позирует, а тем, что никогда «не кончает» в постели. Героиня рассказа «Христос воскресе» в самый канун великого церковного праздника фактически становится жертвой изнасилования, унизительной ситуативной случки, совершенной не от желания, а по привычке и от скуки. «Малибу» — один эпизод совместного проживания, притяжения и отталкивания, двух таких разных, но, оказывается, таких схожих людей. Схожихв своем страхе одиночества и в том, что им обоим, по сути, некуда уйти.

 Принято считать, что проза, написанная женщинами, грешит многословием. И что художественная форма — это такой удобный повод по многу раз перетряхнуть подробности биографий: своей и окружающих. Лера Манович предпочитает вымарывать и недоговаривать то, что кажется очевидным. Ее рассказы — подчеркнуто немногословное выражение женского взгляда. Роль же «словоохотливых» переживаний призвана исполнить выразительная внешняя деталь. И в большинстве случаев эта деталь тонкая и уместная. Правда, иногда это стремление к обязательно веским интонационным окончаниям каждого эпизода вместо углубления подтекста приводит к пробуксовке внимания читателя, спотыкающегося о расхожие клише: «Мокрая тряпка шмякнулась об пол»; «убежавший кофе с шипением заливал плиту»; «он вяло пытался ее остановить».

В числе главных удач книги — короткий, но предельно емкий и лиричный рассказ «Шпроты». Исповедальная история «легкого» соблазнения и обманутого доверия. Точная авторская «оптика» позволяет мгновенно смещать ракурс и передать не только перекрестье нескольких точек зрения, двух внутренних «я» мужчины, но и взгляд влюбленной, обманутой и преодолевшей трудности женщины. Этот рассказ от лица мужчины в важнейших болевых моментах тончайшим поворотом, особым строем фразы вдруг выдает именно ощущения женщины: «Ну, и все. Потом барин уже», «Даже не позвонил».

Персонажи рассказов Леры Манович — люди с порой неочевидным внешне, но сокрушительным неуспехом в сфере «личной жизни». Неуспехом, от которого до поры удается отворачиваться — пока некая ситуация, выбивающая из накатанной колеи, не заставляет вглядеться в эту бездну инерции и пустоты. Это галерея человеческих катастроф, жутких в своей обыденности.

Но чудо и волшебство, пусть даже в грустном и тревожном обличье, не уходят из жизни насовсемИ кажется, именно в этом призван убедить читателя второй раздел книги.

В рассказе «Молоко» перед совершением аборта — узаконенным убийством оказавшейся никому не нужной жизни — вдруг появляется летучая мышь, которая пугает и тревожит героиню Сашу: «Я, понимаешь, ощутила присутствие внутри себя пространства, мне самой неведомого… Ну, как сказать… Живешь в доме десять лет. И идешь однажды по этому дому, который вдоль и поперек знаешь, и вдруг натыкаешься на абсолютно незнакомую дверь, ведущую в абсолютно незнакомое помещение. И мало того, что дверь. Так тебе еще кажется, что за дверью этой лежит кто-то и стонет… Есть кто-то… Понимаешь?»

И почти чеховская концовка, где самое страшное запрятано в ритуал привычного: «Потом они пили на кухне чай, за окном лил дождь. Верка вспоминала школу, Саша шутила со слабой улыбкой. И все было почти как раньше…»

Структура этой книги проявляется постепенно: от историй людей, более-менее обеспеченных — представителей богемы и среднего класса — к судьбе бомжа («бомджа», как называет его маленькая девочка, едущая с мамой в вагоне электрички). От грусти по поводу не сложившихся в юности отношений — до постоянной угрозы самому существованию, твоему и дорогих тебе существ. Но, как ни парадоксально, именно рассказ с самым трагичным и беспросветным сюжетом — «Красивая жизнь Лерыча», — оказывается наиболее полнокровным и жизнеутверждающим произведением в книге. Тотальная катастрофа, заставляющая нас вновь влюбиться в жизнь. Именно поэтому вслед за исчезновением Лерыча и «случается небывалый звездопад». Что-то похожее я ощущал, прочитав «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи или посмотрев «Храброе сердце» Мела Гибсона. Так бывает, когда автору удается подвести нас к краю и сказать нечто важное не только о смерти, но и об искренних очищающих душу проявлениях настоящей жизни.

 



Другие статьи автора: ЕВСЮКОВ Александр

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба