Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №9, 2015

Елена САФРОНОВА
Кто летает против правил

 

Галина Нерпина. Свет и тьма: Новая книга стихов — М.: Время, 2014.

Какой пугающей может быть поэзия! — думаешь иногда, читая стихи Галины Нерпиной.

Нерпина «ошарашивает» с первой же страницы своей новой книги читателя, даже «предупрежденного» заглавными словами — «Свет и тьма» — о том, что в этой книге не все будет солнечно и весело. Открывающее книгу стихотворение называется «Пчела». Ожидаемый ассоциативный ряд: лето, цветущая полянка, царство насекомых, добродушное гудение пчел — земной рай... Такое развитие «заявки» выбрали бы девяносто поэтов из сотни. Или даже девяносто девять.

Галина Нерпина — тот единственный поэт, что сделал сноску к заголовку стихотворения:

«Зараженные ульи сжигают. Но некоторые пчелы возвращаются в свой больной дом и погибают вместе с ним».

Жестокая правда о существовании «пчел-камикадзе» трансформируется в не менее жестокое стихотворение:

 

Вобрав весь свет и тень добра и зла,
взлетает безутешная пчела,
из вечных странствий возвращаясь в улей…
Густым янтарным смыслом налита
,
грабительница летнего куста
летит жужжащей, полной яда пулей.
Затем, что жизнь обозначает страсть, — 
ей нужно долететь или пропасть.
Увидеть опечатанный и жуткий,
свой разорённый, свой сожжённый дом…
попасть туда — и умереть потом,
застыть во времени, в прозрачном промежутке.

 

И неожиданный эпитет в адрес пчелы — «грабительница», и сочетание «надрывных» прилагательных, и картинка осознанного самоубийства насекомого, которое люди не привыкли воспринимать иначе чем «козявкой», — все эти детали напрочь исключают из стихотворения идилличность, сентиментальность, слащавость. При этом оно остается лиричным и образно насыщенным.

Но Галине Нерпиной мало одного стихотворения, ставящего «соотношение» человека и букашки с ног на голову. Во-первых, насекомыми буквально полны ее стихи, как летний сад:

 

Весь в бабочках, мигающий пейзаж
Т
ак радостен, как будто перед взлётом.
Так много солнца в доме этим летом –
Что дом уже как будто и не наш…


Кто б не хотел смотреть, как ночью
сквозь небо в дырочках волшебных
за ним следит звезда живая,
дрожа, как сердце у пчелы?


Ты хочешь крикнуть бреду: «Уходи!» — 
но вдруг плывешь туда, 
где всё иначе,
где набухает, жалит звук один,
как летняя оса на старой даче…

 

Насекомые для поэтического мира Галины Нерпиной служат «маркерами» тончайших изменений пейзажа, настроения, в конечном итоге — бытия. Из таких «мелочей» складывается поэтическое пространство, пребывание в котором ответственно и даже опасно.

Через несколько страниц в книге читаем:

 

Кончил жук самосожженьем,
В жадном затрещал костре.
Стал игрой воображенья,
Чёрной точкой в янтаре.


Кто летает против правил — 
Выбирает верный путь.
Ничего нельзя исправить,
Никого нельзя вернуть.


Дыма вьющаяся тропка.
И огня живая медь.
Всё душе его неробкой
В
миг дано запечатлеть.

 

Двое «инсектов», свершающих самосожжение — это уже не совпадение. Скорее всего, для Галины Нерпиной огненный суицид — одна из наиболее доходчивых метафор поэзии. Сами догадайтесь, кого в контексте этой метафоры обозначают жуки и пчелы… В свое время Виктор Пелевин назвал злую сатиру на человеческое общежитие «Жизнь насекомых». Галина Нерпина не столь конкретна, не столь и ядовита. Насекомые для нее, скорее, обозначение тех душевных качеств и дарований, какими не всякий «прямоходящий» может похвастаться. Особенно если они «летают против правил» или гибнут за свои идеалы.

Люди, похожие на людей, которыми также «населен» стихотворный мир Галины Нерпиной, — в большинстве своем не обыкновенные «пассажиры метро» или «соседи по подъезду». Нерпиной интересны персонажи необыкновенные — «другие», как обращается она к покойному поэту Денису Новикову:

 

Ты другой, равнодушный к себе самому,
разорвавший с судьбой договор бумажный,
из зеркал уходящий по одному…

 

Но и среди живых много «других», и с ними Галина Нерпина ведет нескончаемый стихотворный диалог: с поэтами Дмитрием Веденяпиным, Татьяной Кузовлевой, Александром Тимофеевским, Еленой Исаевой, обращаясь к ним с откровением:

 

Все прощены. Пускай не там, но здесь.
Чего бы жизнь ещё ни причинила.
Мы видим свет, а он, конечно, есть,
Когда к утру сгущаются чернила.

 

Увидеть свет в чернилах так же непросто, как разумную волю к самоубийству в поведении жука, но Галине Нерпиной это не только под силу — она иначе не может. Отсюда, из ее способности видеть «против правил», жутковатое, как страшная сказка, стихотворение «Побег» с центральным героем сродни альтисту Данилову:

 

Он видит маленького сына,
Который к вечеру затих,
Во сне, как доброго дельфина,
Свою подушку обхватив.


Он мерит комнату шагами,
Не зная, как себе помочь.
Он понимает — что покамест
Нельзя уйти из дома прочь.
....................................................
Никто не знает, что он может
И
ные двери отпирать.


Так год проходит и уходит,
За ним другой, потом ещё
И
 месяц вымытый восходит
Светить ему через плечо.

 

От умения поэтессы заглядывать «за грани» — как реального мира, так и привычных раскладов стихосложения (в которых бабочки олицетворяют безмятежность, а пчелки — изобилие) — и рождается у читателя понимание: оказывается, поэзия, при всей своей красоте — дело страшное! Точь-в-точь — самосожжение. Поэт прибегает к этому последнему средству, чтобы пробудить, лишить покоя окружающих. Ибо покой — это сон разума, а сон разума рождает чудовищ.

 

 



Другие статьи автора: САФРОНОВА Елена

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба