Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №9, 2017

Женя ДЕКИНА
Магический кристалл легенды

А.Евсюков. «Контур легенды»

Александр Евсюков. Контур легенды: Книга рассказов. — М.:  Русский Гулливер, 2017.

 

В современном хаотическом мире с разрушенной системой ценностей и сбитыми ориентирами, когда литература все больше отдаляется от поиска смыслов к поиску эффектных формальных приемов, книга Александра Евсюкова«Контур легенды» выглядит противостоящей мейнстриму.

Профессиональная среда уже отреагировала на книгу, причем отреагировала остро и противоречиво. Так, прозаик и драматург Фарид Нагимов, написавший предисловие, отмечает большое внимание автора к вещным деталям, которые создают особенную реалистическую поэтику рассказов, делают их достоверными. И в это же время доктор филологических наук критик Сергей Казначеев в рецензии «В поисках пути, или Как прописать контур», опубликованной «Литературной газетой», отмечает, что повседневного существования персонажей в обыденной реальности рассказам явно не хватает, все строится на сюжете. И это он считает показателем того, что автор еще не сформировался и находится в процессе поиска литературного пути: «Вспомним Толстого: его Наташа, Пьер, князь Андрей, Николай Ростов, Платон Каратаев, Стива Облонский, Константин Левин, Каренин, князь Нехлюдов, Катюша Маслова — обычные люди, такие, как все мы, но их образы западают в душу навечно. Вот этой простоте, основательности, несокрушимой правде обыденной жизни автору книги ещё предстоит научиться».

Однако мне видится, что это не так. И дело не в том, что все перечисленные Казначеевым — герои больших романов, а не рассказов, как в «Контуре легенды», так что более корректным выглядело бы сравнение с произведениями Чехова. И даже не в том, что Александр Евсюков — профессиональный писатель, который пишет всю свою жизнь, вопрос в особенном типе его поэтики. Повседневная обыденная жизнь, планомерно текущая (которую сейчас и принято описывать в литературе), этому автору неинтересна. Он выбирает ключевые, переломные моменты и сосредотачивается именно на них, что точно подметила Анастасия Рогова в коротком отзыве в газете «Известия».

А выражается это не столько в отказе от формальных изысков в пользу сюжета, сколько в ином типе гуманизма, не свойственного современной российской литературе. Это особый тип мировоззрения автора, взрослого, психически здорового человека, подходящего к миру со своей системой ценностей, и не  проверяющего свои взгляды на соответствие требованиям существующей реальности, а будто выправляющего искривленную реальность в соответствии с теми вполне естественными человеческими законами и истинами, по которым мир и должен существовать.

Герои Евсюкова — крепкие, правильные, цельные люди. Они из тех, кто принимает удар на себя, кто не позволяет плохому поступку или неверному действию распространиться дальше, искривляя собой всю реальность. Так главный герой рассказа «Сука» не может покончить с собой, потому что отвлекается на чужую боль. И хотя в рассказе эта ситуация выглядит довольно будничной и даже ироничной, но под этим скрывается мощный экзистенциальный подтекст — мир не даст тебе умереть, потому что ты и есть главный оплот и мера истинности этого мира. «Он дышал-дышал-дышал, его лицо на ходу оживало. Шагнул к Зосе, подал руку и, едва уняв это свое новое дыхание, спросил: — Ну, сколько там твоя колбаса?..»

Поступать правильно, брать на себя ответственность — больно. Но герои Евсюкова хорошо понимают, что кому-то все равно придется это сделать и не могут переложить ответственность на других. К примеру, в рассказе «День палача» главного героя Виктора просят убить собаку, с которой после смерти хозяина невозможно справиться, и он, человек по природе своей чувствительный и добро-душный, соглашается, как бы тяжело ему это ни давалось.

«— Я за ребёнка боюсь. Ну и вообще — прохода нет…— признался Тимофей.

— Сам чего не сделаешь?

— С оружием не дружу. Пацаном ещё ствол в руках взорвался, палец пришивали потом…— и показал на стыке с ладонью что-то похожее на шов».

Именно так и должен поступать настоящий мужчина. И эта органическая уверенность в том, что так и должно быть, находится даже у маленького мальчика Юлия из рассказа «После лета», который, наблюдая за природой, открывает для себя, что жалостью и сожалением ничего в грубом животном мире не разрешишь, дает отпор школьному обидчику и взрослеет:

«Юлий ответил еще дважды. Потом физрук с кем-то из старших их разняли. Лёха, снова заикаясь, выкрикивал все угрозы, какие только знал.

На голове и груди Юлия больно горели ссадины, но теперь он смотрел на площадку, на школу и улицу за воротами уже другим, уверенным взглядом».

Если ты поступаешь правильно, то оказываешься защищен от всего негативного, и с этой точки зрения особенный интерес вызывают мистические рассказы книги. Что интересно, при такой гуманистически реалистической концепции человека, мир в представлении автора нерационален, одухотворен. И даже животные имеют в себе подчас такую же нравственную глубину и силу, как и люди. К примеру, в рассказе «Персик» кот становится защитником дома, отгоняя чужаков, которым не в состоянии противостоять зажатые социальными требованиями люди.

В художественном мире Александра Евсюкова есть место Богу, который слышит человека и помогает ему найти опору, как в рассказе «Один», где послушник просит у Бога показать ему хотя бы одну звезду, и отчаявшись, находит не звезду на небе, а морскую звезду в проруби. Или в рассказе «Ведьма» (удостоенном в 2016 году российско-итальянской премии «Радуга»), где из-за проклятия чуть было не погибает муж героини, но она оказывается в состоянии его отмолить. Мистическое, потустороннее воздействие порой прорывается в реальность, но если герой чист помыслами и верен себе, то он оказывается в состоянии противостоять этому, а значит, по сути, — в состоянии изменить мир одной только силой веры и своей праведностью.

И даже если персонаж поступает неверно, совершает какой-то проступок, то он находит в себе силы исправить это. К примеру, в рассказе «Поезд с юга» главный герой Павел становится жертвой шулеров и все им проигрывает. Один из шулеров предлагает вернуть имущество в обмен на трусики грубо отшившей его проводницы. Павел идет у него на поводу и соблазняет женщину. Однако то истинное и настоящее, что между ними возникло, уже не позволяет ему поступить корыстно. «…Только сегодня. Один раз. Как провалилась. Она как-то яростно затушила сигарету об стол. Он почувствовал, как она с вызовом смотрит на него в темноте. Он прижался к ней и неожиданно вместился в одно слово: — Прости…» И защищая ее честь, он врет, что так и не переспал с ней. Это удивительный в своей глубине рассказ. Казалось бы, Павел изменил жене, оказался азартен и безрассуден, согласился на дурной поступок, однако в последний момент он находит в себе силы все же остаться человеком. Не для этих случайных попутчиков, а для себя самого, что гораздо важнее в системе авторских ценностей.

Герои Александра Евсюкова умеют брать на себя ответственность, признавать ошибки, меняться, как главный герой финального рассказа книги «Чёрный орел», тоже замечательного по своей глубине. Сначала перед нами инициация главного героя, которая показана через развенчание мифа о великом предке. Главный герой мнит себя частью Истории, потому как предок его — герой. Но вскоре выясняет, что тот был болтуном и пропойцей, и принимает удар на себя — соглашается выплатить колоссальные долги своего деда, чтобы закрыть этот позор всего рода. Но на этом автор не оставляет героя, он идет дальше и утверждает главенство мифа над реальностью. На обратном пути герой встречает одну из бывших возлюбленных деда и понимает: то, что было на самом деле, совершенно не важно — важен тот след волшебства, красоты и захватывающего приключения, который сумел оставить в мире его дед.

«Потом у меня появился муж, родились дети. Мы хорошо жили, и я была порядочной женой. Но только Фаунтлерой всегда был моим героем. Потому что таким и должен быть настоящий мужчина. Романтиком. Тем, кто всегда находит самые нужные женщине слова. Даже если знает их всего четыре десятка. Именно его я всегда вспоминала в тяжелые минуты.

И еще ту музыку, которую он играл нам тогда. До сих пор ее слышу».

В этой книге все правильно, все хорошо, и все так, как оно должно быть. Это островок ясности и гармонии в мире несправедливости, боли и страдания. Место, где можно отдохнуть, набраться сил и почувствовать, что ты не один.

 

 



Другие статьи автора: ДЕКИНА Женя

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба