Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » № 4, 2015

Лев АННИНСКИЙ
К определению русскости

«По отцу я армянин, по маме — украинец, родился 
в 1952 году в Эстонии, с 11 лет в России, одним словом — русский!»

(Амаяк Тер-Абрамянц).

 

 

Цитата — из письма, которым Амаяк Павлович сопроводил присланный мне свой новый роман.

«Эстонский роман», как сказано в подзаголовке.

Для равновесия укажу, что недавно вышел и его роман из истории Армении.

Эстонский же меня в данном случае интересует, потому что… «одним словом — русский!» Хотя всецело посвящен послевоенным годам Эстонии, то есть Эстонской Советской Социалистической Республики, как она в те годы называлась.

«Разгар сталинских репрессий, пронизывающие всю толщу жизни страх и недоверие… Сопротивление, казалось бы, в самых невероятных условиях».

Должен сразу признаться, что эта издательская аннотация не вызвала у меня энтузиазма. Одно дело, когда Шаламов и Солженицын первопроходчески исследуют пути и тупики сталинского времени, и другое дело, когда нынешняя беллетристика в сотый раз утаптывает эти темы… Да и от названия романа пахнуло на меня не лагерной баландой, а скорее нынешним сладким потребительством и тусовочным энтузиазмом: «Шоколадный вождь».

По ходу чтения эстонцы, впрочем, быстро вернули меня к реальности. К тогдашней реальности, вроде бы отошедшей от нас на полвека с лишним. Конечно, я не могу следить за всем тем, что у них теперь пишется и издается, но более сильных страниц о жизни эстонцев при советском режиме мне читать не приходилось.

Хотя в центре повествования супружеская пара вполне интернационального покроя: русский (инженер-лейтенант флота) и эстонка (со школьных лет хранящая ему любовь и верность) — реальность, в которой они живут (и растят ребенка) — сотрясает их испытаниями. Если эстонец не готов перестать быть эстонцем, — ему некуда деваться: энкаведешная метла заметет его по любому поводу. Найдется же какой-нибудь идиотский повод для энтузиазма, и если эстонец не примкнет, его возьмут под прицел и упекут в ГУЛАГ, и тогда сыну такого «врага народа» не останется других путей, кроме как к «лесным братьям», да много ли продержишься в лесу? Изведут, выведут, угробят… Вот и сопротивляются эстонцы, глядя «сквозь» эту власть, в упор ее не видя, а при первой же возможности — норовя прыгнуть в припрятанную лодку и скользнуть ночью мимо пограничников — через залив, через море — туда, где сигналят финские суда…

А больше выхода нет. Бежать. Или затеряться. Переждать эту власть как дикое наваждение.

Но откуда эта власть и откуда ее дикость?

Марта, эстонка, жена нашего флотского лейтенанта, ненавидит и презирает все советское и русское: «она не разделяет эти понятия».

И автор романа — не разделяет?

Прослеживаю краски. Вот эстонцы бросают оружие в 1939 году. «Советские моряки и офицеры что-то помечают у себя в планшетах и улыбаются». Русские? Нет, советские. А «азиаты-охранники», конвоирующие арестованных, тоже улыбаются? А осведомители из эстонцев, работавшие на Гестапо и перешедшие на такую же работу в НКВД? А кто работает в этих наших органах? «Пареньки из Рязани, Тамбова и Закавказья…» Неспроста Закавказье помянуто: кончится лес эстонский — зашумит лес чеченский две эпохи спустя

Да, русских мордоворотов хватает в смирительных органах. Одного из таких блюстителей режима, «замполита» по фамилии Полубаков убивает инженер-лейтенант Климов. Из чистой ненависти. Другой «замполит» по фамилии Хрипоносов продолжает наводить режимный порядок. Кто ему помогает? Сотрудники: один по фамилии Ломидзе, другой по фамилии Озолиньш (явно не эстонец, хотя и прибалт).

И когда по кагебешной лестнице взбирается апологет режима душой до самого верха, — кто отечески улыбается ему с портрета? Русский Держиморда? Нет, «чудесный грузин». И орет страна «Ура!» этому грузину…

Русские, где вы?

А вот: Ленин. Который первые лагеря на Соловках открыл (так думают герои романа, хотя на самом деле не Ленин их открыл, он их унаследовал от предшественников, но это дела не меняет). Ленину в романе предстоит отдуваться за все, что делалось и при нем, и после него от его имени.

В финале романа — грандиозная пьянка в КГБ. Непроницаемые официанты-эстонцы вносят «сурприз» — голову Ленина, изготовленную из шоколада. Может, они и не хотят скандала, но Хрипоносов чует провокацию:

— Эт-то что?! Вождя — жрать?

Официанты-эстонцы мгновенно исчезают. Затем с криками «Отравлено!» разбегаются подвыпившие гебешники. Затем, не скрою, и мне, читателю, хочется сбежать куда-нибудь от этой сцены, от которой разит не безумием послевоенного времени, а нынешним парфюмерным духом безнаказанного разоблачительства — на спрос.

И вся эта, как говорят артисты, продажа номера идет в параллель здравым рассуждениям о том, что причина бед — война, и любая война — это «подлость и разбой, потому что убивают невинных». А если уж война, то все решает — Сила.

А когда проявилась настоящая Сила в этих краях? «Со времен Чингиз-Хана, — напоминает автор романа, — кто силен, тот и прав». Увы, так и было в истории: татаро-монголы Силой укрепили государство на этой евразийской равнине. А русские где были? — не могу удержаться от вопроса «по теме». Так их еще не было, они появились как Сила и сложились как народ в ходе последующей смены Сил. Тут я с автором не без горечи соглашаюсь… транспонируя тему в русское поле.

Ну, так все-таки в романе что-нибудь о русских напрямую сказано? О Силе, которая сплющила эстонцев при Советской власти, а перед тем сплющила Россию царских времен, так что само слово «русский» стало пахнуть провокацией?

Сказано. Немного, но так, что есть смысл вдуматься.

Во-первых, сказано: «у русских все просто». Принято лезть в душу, то есть входить в чужую жизнь без приглашения». Чего никогда не позволит себе корректный эстонец.

Есть такой грех? Есть. Если тебе приходится общаться (конвоировать) множество людей, которых ты видишь впервые и вряд ли встретишь потом, — то это при русском общительном характере компенсируется компанейской безоглядностью и невменяемой беспардонностью. Иногда с помощью спиртного. Что и использовал честный Климов, угробивший забулдыгу-замполита Полубакова.

Во-вторых, сказано — я думаю, справедливо, хотя и «фигуристо»:

Издревле в народе русском существовали, вза­имно боролись две ипостаси — святость, стремление к правде и — разбойная лихость...

 Тоже верно. При таком размахе до правды втихую не доберешься, а лихим прыжком — можно. Если получится. И святость при таких масштабах не удерживается — добывать ее приходится через лихой грех, без которого у нас и святости нет. Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься. Честных нет. Но все святые. В принципе.

И третье, самое поразительное для меня рассуждение о русских:

— Вы не думайте, что я только легкие книги читаю, я, между прочим, даже этого, самого умного русского читала!

Анни постучала указательным пальцем себе по лбу.

— Кого же? — удивился Рауль.

— Господина Достоевского! — Анни гордо и даже надменно посмотрела на Рауля. — Эта вещь... Идиот! — указатель­ный палец сделал пируэт и покрутился у виска.

— Вот как! — ахнул Рауль. — Ну и как?

— Ах, Достоевский! — Анни неожиданно расстроено мах­нула рукой…. —Как можно быть таким жестоким! Я читала и все время плакала, пока читала, читала и плакала, такие у не­го люди жалкие, беспомощные, будто в ловушке все, и выхо­да нет!

Так, может, и «беспомощность» отдельно взятого русского — плата за ту гигантскую ношу, которой его наградила История? И без этой ноши русские не появились бы как народ? И чтобы согласиться на такую роль, надо было согласиться прослытьидиотом?

Недаром же эстонка Анни так выразительно крутит пальцем у виска.

А Амаяк Тер-Абрамянц, родившийся от армянина и украинки и выросший в Эстонии, называет себя русским — не потому ли, что чувствует тяжесть роли, которую великий народ налагает на тех, кто согласен ее нести?

Или кто-то другой возьмет на себя эту роль…

 



Другие статьи автора: АННИНСКИЙ Лев

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба