Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №10, 2016

Алиса ГАНИЕВА
Предотвращение неправдоподобия

Алиса Ганиева — прозаик, эссеист. Автор книг «Салам тебе, Далгат!», «Праздничная гора», «Жених и невеста». Лауреат премий «Дебют» и «Триумф», финалист премий «Ясная Поляна», «Русский Букер» и др. Живет в Москве.

 

 

Cо времени работы над сериалом «Салам, Масква» пошел уже пятый год, поэтому детали успели стереться из памяти. Началось все с письма режиссера и главного автора Павла Бардина, который попросил меня написать одну — «дагестанскую» — серию многосерийного фильма о мигрантах и полицейских. Серия — изолированная, 15-я из шестнадцати, эдакий фильм в фильме. Главный герой — московский коп Рустам из спецотдела по борьбе с клановой преступностью, дагестанец, уставший от грязных махинаций своего могущественного дядюшки, от родственных обязательств, от коррупции, от неприязни напарника-националиста Сани, от пустой ревности к своей девушке-таджичке, — бросает все к чертовой матери и срывается в Дагестан, в родное село, проветрить голову. То есть серия предполагает катарсис, который предрешает финальную серию. Катарсис, который дает Рустаму подсказки для ответов на тяжелые вопросы: кто он и с кем он? Что лучше: остаться хорошим племянником и земляком, но нарушить закон, или пойти против зла и совершить предательство рода?

Самое трудное, с чем мне пришлось столкнуться — поиск мотивации, решение несостыковок. Предотвращение неправдоподобия. Рустам — аварец, однако домой он едет в село, где живут даргинцы. Следовало как-то объяснить наличие даргинской бабушки. Родители Рустама убиты, поэтому его и воспитал тот самый дядя, оказавшийся преступным «бароном». Именно поэтому Рустаму так сложно избавиться от чувства родства и долга. Обстоятельства убийства и детали примирения с кровниками тоже требовали объяснения. Девушка-таджичка бежит за героем в Дагестан и оказывается в его семье. Как оправдать неожиданную снисходительность родни к такой экстраординарной и совершенно неприличной ситуации? В общем, пришлось поломать голову. 

Это был мой первый опыт работы с телесценарием. Опыт очень интересный и насыщенный. К счастью, учиться на ходу оказалось несложно. Я читала черновики предыдущих серий, подмечала, как оформляются диалоги, ремарки. Как строится предварительный поэпизодник. Главное отличие сценарной работы от подготовки повести или романа — большая кооперативность, подчиненность общей задаче. Каждый вариант синопсиса, поэпизодника, серии (а мне довелось писать еще половину 14-й) активно комментировался и корректировался редактором Ренатой Астренковой. Нужно было не только учесть запросы режиссера, продюсера (Дениса Евстигнеева), место съемок (действия в горах к моей радости перенесли из Губдена в Кубачи и Гуниб, что решило многие логические несостыковки), языковые особенности (диалектизмы, жаргонизмы, тот факт, что некоторые персонажи по идее не должны говорить по-русски). Важно было еще понимать характер и природу героев, уже обретших плоть и кровь в предыдущих четырнадцати сериях. Нельзя было выбиться из фарватера. 

Сериал писался в период краткого политического потепления и надежд на компромисс с властью, на большую свободу самовыражения. Он должен был выйти в эфир Первого канала в конце 2012-го, но лег на полку до самого лета 2016-го. Уже после съемок я совершенно случайно сталкивалась в Дагестане с людьми, которые были как-то задействованы в фильме, играли в эпизодах и т.д. Все они очень ждали премьеры. Один из них, игравший злодея с автоматом, даже признался, что узнал мою авторскую руку по своим репликам. И вот, наконец, сериал выпустили, пускай не на телеэкраны, но хотя бы в онлайн-кинотеатр. За это время было упущено несколько идеальных моментов для громкой премьеры, хотя бы осень 2013-го с ее этническими беспорядками в Москве. Но сериал не потерял своей актуальности, и причина не только в непреходящих реалиях и вечных темах, но и в режиссерском таланте Павла Бардина. Ведь быть предельно острой и злободневной, но не преснеть с годами удается не каждой картине.



Другие статьи автора: ГАНИЕВА Алиса

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба