Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №10, 2016

Лев АННИНСКИЙ
Цена непротивления

Есть имена, само присутствие которых в человеческом сознании раздвигает его до глобальности. Лев Толстой и Махатма Ганди. Упрямые проповедники добра в ответ на зло — один в начале страшного столетия накануне мировой войны, а другой в его середине, когда век дважды умыл планету кровью. 

Показал ли век цену непротивления, которая человеку не под силу? Доказал ли, что проповеди великих мечтателей неизбежно и безнадежно упираются в неисправимость человеческой природы?

Нужно же преодолевать еще и инерцию киноиндустрии. Век кино начинался в темных залах, где героика экрана психологически сплачивала стиснутых вместе людей. Век кино продолжается перед комфортными экранами комнат и клубов, где царят развлекаловка и кич, а если серьезен жанр, то он трещит от автоматных очередей и рева бомбардировщиков.

Между этими кинолевиафанами Галина Евтушенко идет, оберегая свои замыслы и опираясь на черно-белую тропку документального кино, проложенную когда-то титанами кинозрелищности. Идет, вооруженная новыми возможностями камеры.

Что ведет ее по этой тропе, когда она создает «Двойной портрет на фоне эпохи»? Перекличка мыслей на портретах Толстого и Ганди, поставленных рядом? Монтажный диалог нежных яснополянских пейзажей и убийственных кадров кинохроники ХХ века? И то, и это… И еще — пронзительное сопоставление идет гениев непротивления и той платы, коей расплачиваются люди за попытки следовать этим идеям на практике.

Из письма Толстого к Ганди, венчающего их недолгую переписку (от признания: «Я прочитал книгу Толстого «Царство божие внутри вас», и она произвела на меня глубочайшее впечатление… Больше всего меня поразило в Толстом то, что он подкреплял свою проповедь делами» — до предсмертного ответа Толстого), — вот эпизод из выпускного экзамена в женском колледже.

Вопрос ученице: всегда ли надо прощать? 

Она уверенно отвечает:

— Всегда!

Она что же, не знает, что в реальности есть преступники, у которых руки по локоть в крови? Знает. И что по законам крутой реальности их надо не прощать, а карать…

Но высокие идеалы любви просто исчезнут, если реальность будет существовать только по своим звериным законам. Единственный шанс сохранить идеалы — сделать их независимыми от реальности. 

Прощать всех. Не противиться злу насилием. Отвечать добром на зло. Всегда.

Можно себе представить, в какие ситуации попадает эта «мягкая сила» в тисках жесткой реальности… Черчилль возмущен, что Ганди является к нему на официальные встречи в одеянии индийского проповедника. У них там что, нет для него нормального костюма?!

Интересно, что Толстой становится объектом анекдотов тоже из-за одежды: мало что проповедует отказ от собственности, так еще и щеголяет во всем крестьянском, бедняцком, мужицком.

На юбилей 80-летия Ясную Поляну наводняют репортеры (среди них — первые кинооператоры) и ехидно интересуются: почему проповедник нестяжания не отказывается от имения, в котором живет?

Толстой с улыбкой показывает на стоящую рядом Софью Андреевну:

— А я все отдал вот ей.

Ганди вынужден отвечать на неизмеримо более опасные провокации.

Черчилль пусть остается в своем костюме. Но вот что пишет об индийском непротивленце — «на этой грешной земле!» — невольный соавтор атомной бомбы Альберт Эйнштейн: «Моральное влияние, которое Ганди оказал на мыслящих людей, является намного более сильным, нежели кажется возможным в наше время с его избытком грубой силы… Возможно, грядущие поколения просто не поверят, что такой человек из обычной плоти и крови ходил по этой грешной земле».

Если уж внедряться в проблему, то вот во что обходится стране верность Махатмы Ганди его принципам:

«У него было все, но он жил как бедняк. Одна из ближайших его последовательниц, очень разумная женщина по имени Сароджини Найду, как-то призналась, что приходилось тратить огромные средства на то, чтобы Ганди чувствовал себя бедняком. Это была не просто бедность; это было хорошо организованное шоу. <…>Ганди путешествовал в вагонах третьего класса. Естественно, это привлекало внимание: великий человек путешествует в вагоне третьего класса! Однако никто не видел, что в этом вагоне, который вмещает шестьдесят человек, едет только один; это стоило намного дороже, чем купе с кондиционером. Зато внимание было обеспечено…»

Проповедник непротивления пытается примирить индуистскую и исламскую общины.

Убийца выслеживает его на митинге. Подходит, преклоняет колени как бы затем, чтобы опахнуть пыль с сандалий проповедника… и стреляет ему в живот.

Умирая, Ганди успевает простить своего убийцу. (Толпа не прощает: стражи порядка с трудом спасают того от немедленного самосуда.)

Счастье России, что судьба не заставила нашего Толстого подтверждать его великие идеи такой ценой.



Другие статьи автора: АННИНСКИЙ Лев

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба