Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №3, 2014

Моя Айдан Салахова

Я вспоминаю годы учебы в институте им. В.И. Сурикова и думаю — сколько талантливых ребят из разных республик, городов и уголков огромного  Советского Союза учились со мной. Мы знали по всесоюзным выставкам в Манеже и по авторским экспозициям в Домах творчества, какие интересные работы можно увидеть в Таллине и Вильнюсе, Баку и Ереване, Тбилиси, Киеве и Ташкенте.

Я была хорошо знакома со многими художниками из Азербайджана. Это и недавно ушедший из жизни Тогрул Нариманбеков, и Фархад Халилов, и всем известный, всеми уважаемый Таир Салахов, и Рауф Мамедов, и другие. Когда-то уехавшие из Азербайджана, они сохранили неповторимо яркую палитру красок, как например Тогрул Нариманбеков, много лет проживший в Америке и умерший в Париже. Цвет Апшерона я чувствую в абстрактных работах бакинца  Фархада Халилова. С юности мне запомнились картины «сурового стиля» Таира Салахова.  Художник Рауф Мамедов работает и выставляется в Москве и в других  столицах мира. Многие мои друзья, с которыми я училась, представляют разнообразный и сложный пейзаж — картину современного искусства Азербайджана.

Я написала эту преамбулу, чтобы рассказать немного о жизни и творчестве моей  современницы, замечательной художницы Айдан Салаховой, дочери знаменитого Таира Теймуровича Салахова.

Айдан Салахова — вопреки расхожему выражению «на детях гения природа отдыхает» — необыкновенно популярна среди  живущих ныне художниц и среди любителей живописи. Кто не слышал о галерее «Айдан»? Эта галерея открыта и уже много лет работает на «Винзаводе» в Москве, а также представляет своих художников на других площадках России и за рубежом — самых разных, самых непохожих по творческой манере, но очень ярких художников. Мне тоже по приглашению Айдан Салаховой посчастливилось показать свою видеоинсталляцию «Один день лета» в галерее на «Винзаводе».

Но, конечно, главное для Айдан  — это ее собственное творчество. Получив прекрасное образование, она могла бы пойти по стопам отца, овеянная его славой. Но время было уже другое — время поисков. И от живописи Айдан смело переходит к инсталляциям и к видеоинсталляциям, постоянно экспериментируя и находя новые формы творческого выражения своих идей. Мне всегда импонировали художники, которые не останавливались на достигнутом, не успокаивались, не обольщались успехами, а неустанно искали новые формы в искусстве. Именно к таким художникам принадлежит Айдан Салахова.

 Айдан  неоднократно участвовала в  различных международных выставках и биеннале, в том числе в престижной Венецианской Биеннале современного искусства в 1999 и в 2011 годах. Айдан увлечена историей взаимодействия  культуры Востока и Запада, она, в частности, исследует актуальные темы запретов,  эзотерики и красоты.

Помню большую выставку Айдан Салаховой в московском Музее Современного искусства, на которой я ожидала увидеть привычные  компьютерные работы, но неожиданно для себя обнаружила скульптуру — удивительно сложную по исполнению и глубокую по мысли. Последние работы Салаховой, знакомые по различным выставкам, посвящены образу восточной женщины, ее индивидуальности. На выставке на Гоголевском бульваре меня поразила удивительная трансформация этих образов в скульптуре, созданной в Италии из знаменитого каррарского мрамора, с которым работали  лучшие скульпторы всех времен и народов, начиная с Микеланджело. Меня поразила изысканная графика Айдан, где представлены таинственные, прекрасные, обольстительные и трагические женщины Востока. Только такой тонкий стилист, как Салахова, могла создать эти волнующие образы, полные обаяния, современные по исполнению и сохраняющие вековую связь с персидской миниатюрой или японской гравюрой времени Хокусаи. Скульптуры, изображающие женщин из черного мрамора с тонкими белыми пальцами, напоминают своей трагической обреченностью жертвенные камни, готовые плакать... Подсвеченные, в большом зале, удивляют своим исполнением белые свитки из мрамора, которые, казалось, сотканы из света.

Выставка замечательно заканчивалась (или начиналась?) — документальным фильмом, где красавица Айдан в рабочей одежде сидела за большим рабочим столом вместе со своими подмастерьями, обсуждая творческие проблемы.

Потом я спросила: что же это за мастерская, так похожая на мастерские советских художников 1960-х годов, таких художников как Вучетич или МанизерАйдан сказала: это просто современная мастерская итальянского скульптора.

Уверена, что сейчас Айдан Салахова делает что-нибудь удивительное. Будучи профессором Суриковского института и возглавляя мастерскую современного искусства, она сумеет изменить имидж института, а ее студенты непременно найдут, как и она, новые формы изобразительного искусства.

 

Татьяна НАЗАРЕНКО

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба