Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №3, 2014
Я вспоминаю годы учебы в институте им. В.И. Сурикова и думаю — сколько талантливых ребят из разных республик, городов и уголков огромного Советского Союза учились со мной. Мы знали по всесоюзным выставкам в Манеже и по авторским экспозициям в Домах творчества, какие интересные работы можно увидеть в Таллине и Вильнюсе, Баку и Ереване, Тбилиси, Киеве и Ташкенте.
Я была хорошо знакома со многими художниками из Азербайджана. Это и недавно ушедший из жизни Тогрул Нариманбеков, и Фархад Халилов, и всем известный, всеми уважаемый Таир Салахов, и Рауф Мамедов, и другие. Когда-то уехавшие из Азербайджана, они сохранили неповторимо яркую палитру красок, как например Тогрул Нариманбеков, много лет проживший в Америке и умерший в Париже. Цвет Апшерона я чувствую в абстрактных работах бакинца Фархада Халилова. С юности мне запомнились картины «сурового стиля» Таира Салахова. Художник Рауф Мамедов работает и выставляется в Москве и в других столицах мира. Многие мои друзья, с которыми я училась, представляют разнообразный и сложный пейзаж — картину современного искусства Азербайджана.
Я написала эту преамбулу, чтобы рассказать немного о жизни и творчестве моей современницы, замечательной художницы Айдан Салаховой, дочери знаменитого Таира Теймуровича Салахова.
Айдан Салахова — вопреки расхожему выражению «на детях гения природа отдыхает» — необыкновенно популярна среди живущих ныне художниц и среди любителей живописи. Кто не слышал о галерее «Айдан»? Эта галерея открыта и уже много лет работает на «Винзаводе» в Москве, а также представляет своих художников на других площадках России и за рубежом — самых разных, самых непохожих по творческой манере, но очень ярких художников. Мне тоже по приглашению Айдан Салаховой посчастливилось показать свою видеоинсталляцию «Один день лета» в галерее на «Винзаводе».
Но, конечно, главное для Айдан — это ее собственное творчество. Получив прекрасное образование, она могла бы пойти по стопам отца, овеянная его славой. Но время было уже другое — время поисков. И от живописи Айдан смело переходит к инсталляциям и к видеоинсталляциям, постоянно экспериментируя и находя новые формы творческого выражения своих идей. Мне всегда импонировали художники, которые не останавливались на достигнутом, не успокаивались, не обольщались успехами, а неустанно искали новые формы в искусстве. Именно к таким художникам принадлежит Айдан Салахова.
Айдан неоднократно участвовала в различных международных выставках и биеннале, в том числе в престижной Венецианской Биеннале современного искусства в 1999 и в 2011 годах. Айдан увлечена историей взаимодействия культуры Востока и Запада, она, в частности, исследует актуальные темы запретов, эзотерики и красоты.
Помню большую выставку Айдан Салаховой в московском Музее Современного искусства, на которой я ожидала увидеть привычные компьютерные работы, но неожиданно для себя обнаружила скульптуру — удивительно сложную по исполнению и глубокую по мысли. Последние работы Салаховой, знакомые по различным выставкам, посвящены образу восточной женщины, ее индивидуальности. На выставке на Гоголевском бульваре меня поразила удивительная трансформация этих образов в скульптуре, созданной в Италии из знаменитого каррарского мрамора, с которым работали лучшие скульпторы всех времен и народов, начиная с Микеланджело. Меня поразила изысканная графика Айдан, где представлены таинственные, прекрасные, обольстительные и трагические женщины Востока. Только такой тонкий стилист, как Салахова, могла создать эти волнующие образы, полные обаяния, современные по исполнению и сохраняющие вековую связь с персидской миниатюрой или японской гравюрой времени Хокусаи. Скульптуры, изображающие женщин из черного мрамора с тонкими белыми пальцами, напоминают своей трагической обреченностью жертвенные камни, готовые плакать... Подсвеченные, в большом зале, удивляют своим исполнением белые свитки из мрамора, которые, казалось, сотканы из света.
Выставка замечательно заканчивалась (или начиналась?) — документальным фильмом, где красавица Айдан в рабочей одежде сидела за большим рабочим столом вместе со своими подмастерьями, обсуждая творческие проблемы.
Потом я спросила: что же это за мастерская, так похожая на мастерские советских художников 1960-х годов, таких художников как Вучетич или Манизер? Айдан сказала: это просто современная мастерская итальянского скульптора.
Уверена, что сейчас Айдан Салахова делает что-нибудь удивительное. Будучи профессором Суриковского института и возглавляя мастерскую современного искусства, она сумеет изменить имидж института, а ее студенты непременно найдут, как и она, новые формы изобразительного искусства.
Татьяна НАЗАРЕНКО