Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №4, 2012
Эстетические эффекты Сергея Сулина
Я наблюдаю за творчеством Сергея Сулина примерно 20 лет. Видела его работы начиная с первых выставок, потом те, с которыми он поступал в Союз художников. Сергей активно развивается, и уже прошел определенную дорогу. В работах последних лет он раскрывается как лирик. Но я знаю его более драматичные произведения. Как участник ликвидации чернобыльской аварии, он много пережил, и это отразилось в его графических листах, в некоторых живописных композициях. Его новые работы тонкие, прочувствованные, написанные с натуры. Это в основном молдавские пейзажи, натюрморты. Художник раскрывается совершенно другими гранями души и использует разнообразные возможности языка живописи. Он себя постоянно испытывает, провоцируя разными темами и задачами, чтобы выявить все свои способности.
Сергей обращается ко многим самостоятельным темам и в графических листах. В частности, в работах, связанных с пушкинской тематикой. Художник представляет поэта не только в прошлом, но и в настоящем. Незримое присутствие Пушкина он преподносит как зримое. Это ведь изобразительный язык.
Сулин многосторонен. Он выступает и как иллюстратор и даже как писатель. Мне импонируют современные натюрморты и пейзажи Сергея. В натюрмортах больше связи с декоративным его прошлым, а в пейзажах раскрывается лиричность и поэтичность. Сергей увлеченно экспериментирует в области живописи, графики и скульптуры. Вдохновляясь примером своего кумира — Михая Греку, использует нетрадиционные технические средства, извлекает эстетические эффекты из необычных соединений материалов (например, темпера и лак) и создает свой неповторимо-индивидуальный мир образов. Его влечет красота природных явлений: мерцающий свет зимних аллей, серебряный узор веток, солнечное сияние в морской пене. Хорошо, когда художник ищет себя, а не повторяет то, что уже найдено. Живописные работы девяностых имели определенный успех. Они были декоративные, выразительные, эффектные, символичные. Вписывались в современный контекст живописи тех лет. Возможно, такие работы и сейчас бы прекрасно смотрелись, но художник не хочет повторяться, лишь бы быть узнаваемым. Он хочет быть узнаваемым на разных этапах своего творчества. Когда-то, когда Сергей создавал сложные символичные композиции, я советовала ему поработать с натуры — просто натюрморт, просто пейзаж. Это раскрывает сокровенные стороны души. Сложная композиция — это мышление художника, больше все-таки ментальность, а в лиричных, интимных вещах выявляется что-то на уровне подсознания, что-то более волнующее, более тонкое и сокровенное. Вообще это прекрасно, когда художник не повторяется, а ищет себя.
Людмила Тома
Член СХРМ
Преподаватель истории искусств в Академии искусств Молдовы
Научный сотрудник Института искусствознания АН Молдовы
Доктор искусствоведения