Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №10, 2012

Юрий Подпоренко
Длящиеся мгновения в фотографиях Виктора Ана

Виктор Иванович Ан — художник в том глубинном смысле этого понятия, который выражает способность человека сделать предметом искусства свою собственную жизнь и жизнь своего народа. Одна из ведущих тем, контрапунктом пронизывающих его творчество, связана с драматической судьбой советских корейцев. Он много, нередко серийно, снимает своих соплеменников, так же как и простых людей — представителей приютившего их узбекского народа, стремясь через проявления вещного мира, окружающего его героев, выразить своеобразие их душевного склада, опредметить их дух, пристраивающий пространство вокруг себя в этом ставшем родным мире. Опираясь на конкретно-национальное, Ан во многих своих работах выходит на уровень философского обобщения темы внутреннего раскрепощения человека, спонтанного, естественного поведения, при котором сквозь движения тела просвечивают порывы души.

Исток этой темы — в жизненной коллизии художника.

Еще в молодости ему, как и многим советским корейцам, взрастившим в себе способность к высочайшему уровню самоуправления и концентрации воли, приходилось ездить на заработки — в составе мобильных, дееспособных, но подпольных сельскохозяйственных бригад поднимать показатели того или иного колхоза, состоящего, как правило, из работающих по настроению, в охотку, а значит неэффективно, людей. То была несвобода осознанная, повышающая остроту чувств, — и страх, и риск, и восхитительное самочувствие достижения задуманного результата — верная, кстати, примета профессионализма.

Позже, уже “заболев” фотографией, Виктор совместил свою внутреннюю творческую потребность с упорным и настойчивым вхождением в профессию. Пытливо рассматривал работы мастеров фоторепортажа, досконально изучил все тонкости последовательной работы фотографа с изображением, добиваясь на каждом этапе движения к намеченной цели — максимальной выразительности, живости кадра.

Стоит напомнить, что, в отличие от остального, главным образом европейского, мира, советская фотография маркировалась на протяжении десятков лет исключительно как репортерская, журналистская. А ее возможная художественность выступала как своеобразная надстройка.

Вот и Виктор Ан изначально формировался как репортер. И по факту своего многолетнего сотрудничества с газетой “Коре ильбо” (“Корейский ежедневник”), издающейся со времени переселения корейцев с Дальнего Востока в Алма-Ату и с 1991 г. носящей это название. И по внутреннему самочувствию фотоохотника, снимающего, а потом выискивающего из отснятого материала именно тот снимок, в котором не просто представлен фотослепок жизни, но к зрителю обращается длящееся мгновение, когда под твоим взором плоское изображение разворачивается в сюжет.

Важно и то, что Виктор Ан обладает даром особого фотографического мышления. В отличие от, скажем, живописного полотна или графического листа этапы пошагового формирования художественного образа в фотографии иные. Первоначальный снимок нередко выступает и в роли итогового результата, и эскиза, и художественного брака. Но необходимой способностью к селекции обладает далеко не каждый фотограф. Тогда как особое фотографическое чутье и человеческий талант Виктора Ивановича проявляются и в том, что он многим коллегам по творческому цеху помогает “увидеть” и отобрать действительно талантливые кадры. Те, которые внутренне разомкнуты, открыты для взаимодействия со зрителем.

Фотохудожник много экспериментирует, сообразуя свое творчество с актуальными тенденциями. Одна из граней поисков — сериальная съемка. Ан — автор многочисленных серий фоторабот. Среди них “До востребования”, “Между мигом и вечностью”, “Деревня уходящая”, “Хато”, “Самарканд”, “Памяти минувших дней”, “Мадонны Минамата”. Серийность для него не только и не столько признак освоения современных веяний в мировом фотоискусстве. В этом проявляется его стремление расширить границы мира, который из отражаемого незаметно трансформируется в творимый, созидаемый им мир.

Иная составляющая его поисков — сознательное ограничение себя в технических возможностях, предоставляемых современной фототехникой. В последнее время Ан часто снимает или простейшей аналоговой “мыльницей”, или объективом “монокль”, дающем специфический эффект светотоновой и резкостной деформации изображения, или допотопной камерой начала прошлого века.

Но при всем при этом неизменно снимает и отбирает то, что подсказано сердцем и взыскательной душой настоящего художника.

Юрий ПОДПОРЕНКО

 

 

Виктор Иванович Ан

1947 — родился в г. Пскент Ташкентской области (Узбекистан).

По образованию — гидромелиоратор. Работал водителем, киномехаником, выращивал лук и арбузы, преподавал на станции юных техников.

1979 — начал заниматься художественной фотографией. Работал корреспондентом газеты “Коре ильбо” (Казахстан).

1995 — персональная выставка в г. Кобе (Япония).

1996 — персональные выставки в Сеуле и Тэгу (Корея).

1997 — персональная выставка в Алма-Ате (Казахстан), автор иллюстраций к фотоальбому “История корейцев Казахстана”.

1999 — изданы фотоальбомы “До востребования”, “66 лет корейскому театру”.

2000 — член творческого объединения Академии художеств Узбекистана. Член Союза фотохудожников России.

2001 — выставка “Фотография — свободное творчество духа” (Виктор Ан, Виктор Вяткин, Александр Шепелин) в рамках VI Международного фестиваля современной музыки “Ильхом-ХХ” (Ташкент, Узбекистан); персональные выставки в гг. Токио, Кумамото (Япония).

2002 — персональная выставка “До востребования” (Ташкент, Узбекистан).

2002 — персональная выставка в гг. Токио, Кумамото (Япония).

2003 — участие в выставках Ташкентского дома фотографии “Пусть всегда будем мы”, “Ах, вернисаж!”, “Узбекская махалля: люди, обычаи, традиции” (Бельгия, Голландия); автор фотографий к альбому “Женщина и время. Узбекистан, ХХ век”, цикла фотографий “Мадонны Минамата” (журнал “Асахи камера”, Япония); в Японии издана книга “Депортированные коресарам” (очерки Ке Нобуко, фотографии Виктора Ана).

2003 — Гран-при II Ташкентского международного конкурса художественной фотографии “Махалля, или мир, в котором я живу”.

2005–2006 — один из составителей альбома “125 лет узбекской фотографии” (Ташкент, Узбекистан).

2007 — Серебряная медаль Академии художеств Узбекистана; персональная выставка “Однажды”, Ташкентский дом фотографии (Ташкент, Узбекистан).

2009 — Персональная экспозиция в рамках Московского международного художественного салона “ЦДХ-09”, Международная конфедерация Союза художников (Москва, Россия).

2009–2010 — участник выставки “1989–2009: Меняющийся мир — запечатленное время. Современное фото- и видеоискусство из России, Украины, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизстана, Узбекистана и Германии”. Проект Немецкого культурного центра имени Гете в регионе Восточная Европа — Центральная Азия.

 

Живет и работает в Ташкенте. Работы находятся в частных коллекциях Узбекистана, России, Южной Кореи и Японии.



Другие статьи автора: Подпоренко Юрий

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба