Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №12, 2012

Юрий Подпоренко
Добрый мир полотен Валентина Сидорова

Пару лет назад на открытии очередного Московского международного художественного салона “ЦДХ-2010”, посвященного рисунку, президент Международной конфедерации союзов художников, почетный председатель Союза художников России Валентин Михайлович Сидоров, произнеся слова “В начале был… рисунок”, нашел полное понимание со стороны присутствующих. И потому, что на открытии были собратья по цеху, художники и те, кто так или иначе связан с изобразительным искусством, и понимает, что “мир” будущего полотна начинается с наброска.
И потому, что были на той выставке представлены древние наскальные рисунки, с которыми по возрасту не может быть сопоставлен ни один текст, в том числе и Библии. Чуть позже Валентин Михайлович в гораздо более узком кругу слушателей как бы в дополнение к этому предельно высокому взгляду на мир поведал и вполне “низкую” бытовую байку о том, как еще в советские времена угнанный у него “жигуленок” был найден как раз по оставленному в бардачке блокноту с его рисунками-почеркушками — и здесь рисунок оказался в центре событий. Вот в таком совмещении высокого, надмирного и низкого, земного, пожалуй, точнее всего выражает себя Валентин Сидоров, человек и живописец.

Да, это непревзойденный мастер пейзажа. Живого, разомкнутого, неизменно и неутомимо общающегося со зрителем. Пейзажа, “нащупывающего” самочувствие стоящего перед ним зрителя и незаметно, исподволь гармонизующего его состояние. Старинное русское понятие “лад” — это то, без чего немыслимы творения живописца. То есть, конечно, далеко не на всех сидоровских полотнах ладовость представлена таким прямотоком. Чаще есть интрига, добрая хитреца, намек, что, скажем, дождь закончится и брызнет солнце во все лучи. “Дождливые” пейзажи Сидорова удивительно трепетны непосредственностью отношений — между буквально меняющейся на глазах природой и “живностью”, в ряду которой не только изнывающие от вынужденного томительного безделья ребятишки под козырьком избы, но и куры, не желающие мокнуть под дождем. То есть лад — вот он, рядом, за тучкой, за облачком, рукой подать.

Человек в этих пейзажах разномасштабен, но неизменно встроен в происходящее — без него, пусть даже обозначенного фигуркой сбоку или в глубине полотна, все потеряло бы смысл. Человек здесь присутствует часто всего лишь следом — рыжевато-коричневой полосой деревенской улицы внизу полотна и уголком дома, развилкой дорог или едва заметной полосочкой тропинки, уходящей в лес за косогором.
И всегда — душой художника, стоящего у мольберта, той исходящей от него пульсацией, которой потом делится со зрителем заряженное ею полотно.

Названия работ — это особая статья и возможный предмет для будущих исследований. Слово Валентин Михайлович чувствует удивительно тонко, в этом легко убедиться, читая его автобиографическую повесть “Гори, гори ясно…”, погружаясь в воссоздаваемые словом состояния и ситуации. А ритм, волну в восприятии холста часто задает название, звучащее частью, а порой и целой поэтической строкой — “Там за лесом мое детство”, “Мокрый день. Колокольчики”, “Пора безоблачного неба”. И еще много такого, что просится быть продолженным, как длятся во времени эти полотна.

Хотя работа “Дома. С войны вернулся” помечена 2005 годом, это — трудный и точный портрет минувшей эпохи, той, что десятилетиями занозой сидела в душе художника. Солдат этот с глазами вовнутрь с войны вернулся давно, вот только дома оказался только что, побывав в местах не столь отдаленных, и сидит теперь рядом, но пока не вместе с подросшим без него сынишкой. Об этом как-то с подробностями рассказал Валентин Михайлович, замечательный и неутомимый рассказчик.

Есть в его понятийном багаже очень важные и, может быть, самые главные слова и стоящие за ними образ мыслей и строй действий — мир, артель. Не вселенная безраздельно-бескрайняя, а тот живой мир, который — вот он, держит тебя на плаву в жизни: в детстве — односельчане, те, что вместе в радости и в беде, всем миром. В молодости, в институте имени В.И. Сурикова — однокурсники, люди, выбравшие, как и он, тернистый путь художника. И всю жизнь — коллеги по цеху, художники, сберегающие свое творческое братство поверх возникающих границ.

Именно они доверили Валентину Михайловичу Сидорову в трудные времена смены эпох стать и оставаться все эти годы президентом Международной конфедерации союзов художников — организации, которой удалось сохранить после распада СССР доверие и взаимопонимание между художниками постсоветского пространства. В этом году конфедерация отмечает свое двадцатилетие. И поистине неоценимый вклад в ее становление и развитие внес Валентин Михайлович Сидоров.

Юрий ПОДПОРЕНКО

 

Сидоров Валентин Михайлович

* Народный художник РСФСР

* Народный художник СССР

* Профессор

* Действительный член Академии художеств

* Президент Ассоциации общественных объединений “Международная конфедерация союзов художников”

* Член Союза писателей России

1928. Родился в деревне Сорокопенье, Конаковский район, Тверская область.

1935. Семья переезжает в Москву.

1940–1942. Посещает Художественную студию Дома пионеров под руководством А. М. Михайлова.

1943. Поступает в Московскую среднюю художественную школу.

1948. Поступает в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.

С 1951. Участвует в городских, региональных, всероссийских и всесоюзных художественных выставках, а также многих выставках изобразительного искусства страны за рубежом.

1952. Переводится в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова.

1954. Окончил Московский государственный художественный институт
им. В. И. Сурикова, специальность “художник-живописец”. После окончания института уезжает в деревню Коровино.

1954–1960. Работает по договорам в Комбинате живописного искусства
в Москве.

1958. Член Союза художников СССР.

1960–1966. Художественный руководитель Дома творчества “Академическая дача” им. И. Е. Репина, Вышний Волочек, Калининская область.

1962. Участник выставки “30 лет МОСХ”.

1963. Участник Международной биеннале в Венеции.

С 1966. Работает каждое лето в деревне Подол.

1966–1972. Работает по творческим договорам.

1972. Серебряная медаль Академии художеств СССР.

Участник групповой выставки “Русский Север” в Польше, Чехословакии,
Румынии.

1972–1984. Секретарь правления Союза художников РСФСР.

1974. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина за серию картин “Моя Родина”.

Звание “Заслуженный художник РСФСР”.

1975. Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

1979. Звание “Народный художник РСФСР”.

1984. Лауреат Государственной премии СССР за цикл пейзажей-картин “Дорогами детства”.

1984–1987. Первый секретарь правления Союза художников РСФСР.

1986. Выход в свет книги “Край вдохновения”.

1987–2009. Председатель Союза художников России.

1988. Звание “Народный художник СССР”.

Избран действительным членом Академии художеств СССР.

1990. Персональная выставка в Берлине.

1991. Персональная выставка “Времена года” в Белграде.

1994. Избран президентом Международной конфедерации союзов художников стран СНГ.

1996. Золотая медаль Российской Академии художеств за произведения, экспонировавшиеся на выставке “Защитникам Отечества посвящается”.

Орден Почета.

Профессор кафедры живописи и композиции Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова.

1997. Лауреат Государственной премии Российской Федерации за цикл живописных произведений “Тихая моя Родина”.

1998. Художник-постановщик балета “Песнь про купца Калашникова”, музыка В. И. Казенина, Омский театр оперы и балета.

2000. Лауреат Международной премии им. М. А. Шолохова.

2001. Грамота Президента Российской Федерации.

2003. Орден “За заслуги перед Отечеством” IV степени.

Член Союза писателей России.

2002–2003. Выход в свет повести “Гори, гори ясно”, журналы: “Роман-газета”, “Москва”, “Слово”.

2004. Премия Союзного государства за серию картин “На теплой земле”.

Выход в свет книги “Гори, гори ясно”.

2004–2007. Персональная выставка “На теплой земле”: Минск, Могилев (Белоруссия); Киев (Украина); Бишкек (Киргизия); Ташкент, Самарканд (Узбекистан); Ереван (Армения); Липецк, Саранск, Рязань, Омск, Тамбов (Россия).

2008. Персональная выставка в Третьяковской галерее.

2009. Избран почетным председателем Союза художников России.



Другие статьи автора: Подпоренко Юрий

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба