Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №1, 2018
Шапошникова Юлия Владимировна
кандидат философских наук, доцент.
Санкт-Петербургский государственный университет.
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург,
Университетская наб., д. 11;
e-mail: j.shaposhnikova@ spbu.ru
Шиповалова Лада Владимировна
доктор философских наук, доцент.
Санкт-Петербургский государственный университет.
Российская Федерация, 199034, Санкт- Петербург,
Университетская наб., д. 11;
e-mail: l.shipovalova@spbu.ru
В статье рассматриваются механизмы демаркации научного знания как примера установления идентичности – одной из ключевых проблем современных исследований культуры. Определенность культурного взаимодействия зависит от статуса Другого по отношению к идентичности себя самого. В современных исследованиях культуры различаются два типа этого отношения: исключение, т. е. подавление Другого в качестве необходимого шага на пути формирования самоидентификации; и включение, т. е. возвращение исключенного, предполагающее трансформацию собственной идентичности. Историческая эпистемология, направление исследований науки, предполагающее объединение философии и истории науки, демонстрирует целый ряд стратегий регулирования взаимоотношений научного и ненаучного знания в форме отношения науки к ее прошлому. В статье рассматриваются четыре таких стратегии, три из которых формируют определенность научного знания путем установления исторических границ и более или менее явного исключения Другого (ненаучного знания), последняя же предполагает признание Другого как актуального. Четвертая стратегия демонстрирует, как осуществляется диалог между наукой и ненаучным знанием и, что еще более значимо, обнаруживает, в чем состоят необходимые условия его успешности. Таким образом, развернутый анализ типов взаимодействия между научными взглядами прошлого и настоящего в исторической эпистемологии вносит вклад в концептуальную разработку процедур установления культурной идентификации в целом.