Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №3, 2017
Михайлова Лариса Борисовна
кандидат философских наук, доцент.
Московский педагогический государственный университет.
Российская Федерация, 119435, г. Москва,
ул. Малая Пироговская, 1/1;
e-mail: mikhaylovalb@gmail.com
Статья посвящена анализу специфики религиозного сознания в постсекулярном социокультурном пространстве. Основное внимание сосредоточено на исследовании характера и динамики религиозности в постсоветском российском обществе. Осуществлено уточнение семантического объема дихотомических понятийных пар «верующий – неверующий», «религиозный – нерелигиозный», проанализированы особенности функционирования этих понятий в рамках массового религиозного сознания. Предпринята попытка выявления латентных процессов, влияющих на результаты религиозной идентификации. Для этого использован обширный материал конкретно-социологических исследований, проведенных в России за последние десятилетия. В числе основных специфических черт современного религиозного массового сознания выделены следующие: внешний характер религиозности, этноконфессиональный редукционизм, эклектичность и контаминационность религиозных воззрений, магическое восприятие сакрального, виртуализация религии, мировоззренческая интолерантность, обусловленная преобладанием верующих первого поколения.
SPECIFICS OF THE RELIGIOUS CONSCIOUSNESS
IN THE POST-SOVIET SOCIO-CULTURAL REGION
Larisa Mikhaylova
PhD in Philosophy, associate professor.
Moscow State Pedagogical University.
1/1 Malaya Pirogovskaya St., Moscow,
1119435, Russian Federation;
e-mail: mikhaylovalb@gmail.com
The author analyses the specifics of religious consciousness in the post-secular socio-cultural space. The main focus is the study of the nature and dynamics of spirituality in the Post-Soviet Russian society, clarifying the semantic contents of the dichotomous variables “believer – non-believer”, “religious – non-religious”, and explaining the functioning of these concepts in the mass religious consciousness. Based on the extensive material of sociological studies conducted in Russia over the past decades, the author attempts to identify covert processes that affect the results of religious identification. Among the main features of the modern religious mass consciousness are the following: external nature of spirituality, ethno-confessional reductionism, eclecticism of religious beliefs, magical perception of the sacred, virtualization of religion, religious intolerance, as a result of predominance of the first-generation believers.